Рост цен на нефть до добра не доведет...

Как сообщило на прошлой неделе РИА «Новости», цены на нефть на мировых рынках вновь повысились на фоне сообщений о возможном сокращении поставок из Ирана, о чем заявил президент этой страны Махмуд Ахмадинежад.

После его заявления цена июньских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent Crude Oil на лондонской бирже IСE по итогам торгов повысилась до 124,10 доллара за баррель. А на нью-йоркской бирже NYMEХ стоимость июньских фьючерсов на американскую легкую нефть марки Light Sweet Crude Oil повысилась на 1,57 доллара - до 125,80 доллара за баррель. в ходе торгов цена барреля нефти на NYMEХ доходила до рекордных 126,98 доллара.

Впрочем, для основной массы российских обывателей эти цифры вряд ли о чем говорят: ну повысились цены, а нам-то что? И только автомобилисты вздыхают: раз «нефтянка» дорожает, жди новых скачков цен и на бензин!

Они правы, потому что основной причиной роста цен на бензин является стоимость сырой нефти. Пока что российский рынок спасает то, что большинство наших производителей бензина перерабатывают внутри страны реально больше, чем потребляет рынок. К тому же большая часть наших нефтеперерабатывающих заводов пока еще не способна производить продукцию, удовлетворяющую мировым стандартам, что не позволяет компаниям экспортировать продукцию в желаемых для них объемах, а значит, растет предложение для потребителей внутри страны. Ну а когда начнут работать такие гиганты нефтехимии, как строящийся Нижнекамский нефтеперерабатывающий комплекс, где будут производить бензин высочайшего класса, доля экспорта может значительно возрасти, а на внутреннем рынке возникнет реальный дефицит топлива, что также неизбежно приведет к росту цен.

Словом, куда ни кинь, всюду клин получается, причем далеко не в пользу потребителя. К тому же и его сомнения в справедливости ценообразования на российском рынке бензина также все чаще подтверждаются на практике. Взять хотя бы недавнее нашумевшее дело ФАС в отношении дочерних предприятий Роснефти и Газпромнефти в Томской области, которых обвинили в монопольном сговоре. Что, вероятно, будет повторяться и впредь при полной незащищенности внутреннего рынка и потребителей от монополистов.

Рост внутренних цен на бензин в стране-производителе углеводородного сырья, каковой является Россия, особенно пугает обывателя. Хотя формально нефтяники могут объяснять это явление глобальным ростом цен на нефть по всему миру. Но простому автомобилисту это, во-первых, ничего не объясняет, поскольку он твердо убежден, что нельзя драть семь шкур со своих, а во-вторых, он прекрасно видит, что цены на топливо растут куда быстрее, чем индекс потребительских цен. А правительство, которое на словах активно борется с инфляцией, этого как бы не замечает и слабо контролирует рост цен на бензин на внутреннем рынке. Полагая, вероятно, что раз автомобили по дорогам России еще бегают, значит, все в порядке.

Но в том-то и дело, что от стоимости топлива для бензобаков наших машин напрямую зависит цена на все товары, продукты и услуги. Причем в первую очередь это сказывается на продуктах питания, которые стали дорожать во всем мире, вызывая немалую социальную напряженность. Так что, как ни крути, а правительство России, которое недавно возглавил самый популярный человек страны, просто обязано, на мой взгляд, обратиться к единственному и уже испытанному средству сдерживания цен на рынках топлива и продовольствия - государственному регулированию.

КВ
Лента новостей