Многослойные рукописи гения

Татьяну Никифорову не случайно называют хозяйкой «тайной» комнаты московского Государственного музея Льва Толстого. Она - главная хранительница рукописей великого писателя, известный исследователь творчества Толстого, заведующая отделом рукописей музея.

Татьяна Георгиевна приняла участие в заседании круглого стола, где обсуждался вопрос дальнейшей судьбы музея Толстого в Казани. Этот круглый стол прошел в рамках международной научно-практической конференции «Современный музей как важный ресурс развития города и региона».

- Татьяна Георгиевна, говорят, что по рукописям можно точно судить о характере человека. Интересно, каким, судя по рукописям, был Толстой?

- Графологи исследовали листы с образцами текста, написанного Львом Николаевичем. По условиям эксперимента они не знали, чьи это рукописи. И специалисты пришли к выводу: обладающий таким почерком - человек выдающийся, с сильным характером и переменчивым настроением. Очень много исправлений на странице говорят о том, что это человек думающий, стремящийся как можно более ясно донести свою мысль.

Еще графологи определили, что автор текста страдал сильной близорукостью. Так оно и было, но вы никогда не увидите на фотографиях и портретах Льва Николаевича в очках. Он считал, что может преодолеть эти трудности, и вместо письменного стола использовал низкий детский стул, чтобы лист бумаги находился подальше от глаз.

- А рукописи Толстого хорошо читаются?

- Нет, очень сложно. Чтобы их читать, надо учиться не один год. И дело не в том, что у него был неразборчивый почерк. Если бы у меня сейчас была возможность, я бы показала вам некоторые черновые варианты листов «Войны и мира». Там все перечеркнуто, большие вставки на полях, несколько слоев правок... Без подготовки разобраться в таком тексте невозможно.

 

Беседовала
Ольга ИВАНЫЧЕВА

КВ
Лента новостей