На мусорном рынке тихая война

Не самые лучшие времена переживают сейчас владельцы мусорного бизнеса. Некоторые из них даже готовы свернуть дело. Причины: конкуренция со стороны более крупных бизнесменов, левые перевозчики и кризис.

Корреспонденты «КВ» встретились с одним из тех, кто рискнул противостоять этим явлениям. По просьбе героя, представившегося Алексеем Морозовым, разговор состоялся на условии анонимности.

КРИЗИС. Спад в своем деле перевозчики мусора стали замечать в середине января. Твердых бытовых отходов в Казани стало меньше процентов на 30. Начали размышлять, анализировать и пришли к выводу - всему виной кризис.

- Во-первых, люди почти перестали покупать крупные вещи - мебель, бытовую технику. Во-вторых, не стало упаковки, которая шла в мусор, - поясняет Алексей. - Меньше стало и строительного мусора. Ведь сегодня многие стройки стоят. Да и ремонтом не всякий имеет возможность заняться. Как следствие, мы в убытке.
В-третьих, из-за соображений экономии горожане сейчас меньше покупают импортных продуктов питания. Мы заметили, упаковок от импорта почти нет.

По словам Алексея, кризис вынуждает клиентов мусорного бизнеса экономить на его услугах. Они прибегают к различным уловкам, только бы реже обращаться к перевозчикам ТБО или вовсе отказаться от них. Например, некоторые требуют от своих дворников плотнее утрамбовывать отходы в контейнеры, чтобы больше вместилось. Другие его сжигают по принципу: «Нет ТБО, нет проблем». Кстати, так поступают на контейнерной площадке в поселке Северном, что на улице Литвинова.

Есть и еще один способ экономичного вывоза отходов. Мелкие предприниматели и лавочники тормозят мусоровозы на улице и договариваются с водителями, давая за 50 рублей один контейнер. Как правило, левым извозом грешат водилы крупных фирм по вывозу ТБО. Уследить за ними невозможно.

МОНОПОЛИСТ. На рынке ТБО в Казани, утверждает мой собеседник, идет тихая война. Речь о разделе сферы деятельности между несколькими частными перевозчиками и одним крупным предприятием по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

- Взять, к примеру, тендерные торги, - размышляет Алексей. - Там действуют такие условия, которые для мелких перевозчиков неприемлемы. Ведь чтобы только участвовать в них, претенденты должны заплатить 5% от суммы, выставляемой на торги. А она зашкаливает за сотню миллионов рублей. Осилить такую сумму может только монополист. Налицо факт нарушения закона о защите конкуренции. Практика выживания малых предпринимателей мусорного бизнеса повсеместна. Даже благие намерения жилищников сделать мусорные площадки по евростандарту ставят нас в неравные условия. Крупные предприятия имеют возможность приобрести современную технику для их обслуживания, мы же сделать этого не можем.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Поэтому Алексей с коллегами готовят сейчас против обидчиков судебные иски. Обратились они с заявлением в Федеральную антимонопольную службу.

- Мы хотим спокойно работать, - говорит бизнесмен. - А для этого требуется честная конкуренция.

КВ
Лента новостей