Банковский кошмар с подачи коллекторского агентства

- Не бросайте трубку! Выслушайте всю информацию! У вас есть задолженность перед банком. Во избежание неприятностей вам следует ее срочно погасить», - когда телефон выдал это впервые, Светлана не расстроилась.

РАННИЙ ЗВОНОК. Ошиблись номером, подумала, ведь свои кредиты она выплатила пять лет назад. Но через пару часов телефонный аппарат уведомил о задолженности снова. А потом начался кошмар. Категоричное «Не бросайте трубку!» будило Светлану по утрам, провожало в школу детей, встречало ее с работы, вклинивалось в любимые телепередачи, напутствовало на ночь. Не поднимали трубку - предупреждение звучало с автоответчика. Светлана связалась с банками, в которых брала кредиты. Они подтвердили - совесть заемщицы чиста. Но телефонный терроризм продолжался. Прокомментировать ситуацию «КВ» попросили юриста одного из ведущих банков Казани Татьяну Салимову.

МНЕНИЕ ПЕРВОЕ. - Скорее всего, вашу читательницу беспокоит коллекторское агентство. А сам банк не имеет к этому никакого отношения. Работа банка с клиентом, просрочившим платеж, строится по такой схеме. Сначала отправляется напоминание о необходимости погасить задолженность. Далее - требование, как правило, не одно. Не помогает - дело передают в суд. Увы, судебным приставам далеко не всегда удается взыскать с ответчика долг. Поэтому банк за небольшой процент продает его коллекторскому агентству. Эти службы возникли у нас недавно. Ведь только у Сбербанка России за первое полугодие 2009 года ущерб в виде невозвращенных кредитов достиг суммы в 25 миллиардов рублей. Поэтому деятельность фирм по взиманию долгов разрешена. Но вот до каких пор простираются их полномочия, ни в каком положении не прописано.

МНЕНИЕ ВТОРОЕ высказал замначальника отдела Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ Андрей Емельянов:

- Коллекторское агентство имеет право только на долг. И требовать его может только способами, определенными законом: напоминанием, уведомлением и обращением в суд. Действия, выходящие за эти рамки, прописаны в Уголовном кодексе в статье 163 «Вымогательство».

КРЕДИТНЫЕ ИСТОРИИ. Это теория. А вот жизнь. Купил мужчина квартиру. Сразу после новоселья к нему ни свет ни заря явились гости с требованием возврата долга. Выяснилось, что новый хозяин жилья ни при чем. Это прежние набрали кредитов, продали квартиру и скрылись. Казалось бы, инцидент исчерпан, но ранние визиты не прекратились.

- Беспокоить гражданина в ночные часы без весомых причин никто не имеет права, - поясняет Емельянов. - Это беззаконие. Защититься от него проще и действеннее с помощью правоохранительных органов. Обращайтесь в отдел милиции.

Что касается первой истории, специалист считает, причина в неверной информации, которой банк снабдил коллекторов. Или сбои в системе. Возможно, дело в человеческом факторе. Например, однажды молодая неопытная сотрудница банка, оформляя кредит, неправильно поделила его по месяцам. В результате за добросовестным клиентом остался долг в 26 рублей, который через год вырос до нескольких тысяч рублей. В банке разобрались. Нашли сотрудницу и строго наказали за ошибку. Но для клиента она обернулась не только нервотрепкой, но и испорченной кредитной историей. Дело в том, что многие банки работают по скрининговой системе: базу данных проверяет машина. И если хоть раз вы были отмечены в ней как должник, то запросы на другие кредиты будут неизменно оборачиваться отказом.

Третья причина банальная - мошенничество. Вашими паспортными данными могут воспользоваться.

СОВЕТ ЕМЕЛЬЯНОВА:

- Не доверяйте никому документы! А квитанции и другие бумаги с личными данными, испорченные, скажем, в Сбербанке, не бросайте в корзину, а возьмите с собой. Еще советую гражданам вспомнить правила обращения с паспортом, написанные на его последней странице. Они продиктованы жизнью. А при потере или краже документа сразу обращаться в милицию.

Между прочим, героине первой истории Светлане удалось-таки выяснить, чем она заслужила столь пристальное внимание коллекторского агентства. Год назад у ее дочери украли сотовый телефон. Разговоры воров в долг на сумму в 350 рублей и стали причиной семейного кошмара. Заявление в милицию о краже не писали, поэтому долг пришлось погашать.

ТРИ СОВЕТА БАНКА

1. Если вы производите оплату кредита не в банке, а на почте, то рекомендуемый срок - за 10 дней до процентного периода (время, идущее с момента заключения договора).

2. Банк прислал вам напоминание об оплате в течение 5 дней. Обязательно сохраните не только чек, но и конверт, в котором оно пришло. Пятидневный срок отсчитывается с момента его получения.

3. Сохраняйте все чеки о погашении кредита в течение трех лет. После этого периода любые претензии банка к вам будут незаконны.

КВ
Лента новостей