Впрочем, свидетелями первого воздушного полета казанцы стали еще раньше - в 1909 году, когда на Казанской международной ярмарке братья Древницкие продемонстрировали почтенной публике воздушный шар и подняли ввысь всех желающих смельчаков. А первый полет над нашим городом в сентябре 1910 года совершил бывший студент Казанского Императорского университета авиатор Александр Васильев на небольшим летательном аппарате «БлериоХI» с мощностью двигателя 50 лошадиных сил. В 1914 году в Казань прилетел знаменитый русский авиатор Г.М.Росинский, аэроплан которого приземлился на летном поле «Русской Швейцарии», где нынче располагается парк Горького.
В 1915 году в Журавлевских казармах, там, где ныне магазин «Петрушкин двор», обосновался эвакуированный из Петрограда авиазавод и была начата сборка самолетов «Илья Муромец» - тех самых, на которых в сентябре 1918-го над нашим городом проходили воздушные бои красных и белых летчиков. В это же время большевики создали первую истребительную авиагруппу во главе с И.У.Павловым. Тогда же в Казани начал работать и аэроклуб, переведенный из Петрограда.
Первые реальные шаги к созданию мирной авиации в нашем крае были сделаны после гражданской войны. В 1921 году в Казани создается авиабаза, а через два года образовано Казанское отделение Всероссийского авиационного общества «Добролет». В том же году произошло еще несколько знаменательных событий: в сентябре военный летчик Н.М.Бычков стал одним из первых пилотов Гражданской авиации Татарстана, после чего провел первый агитационный полет по маршруту Казань - Ижевск. Тогда же состоялись летные испытания первого отечественного пассажирского самолета АК-1, обслуживающего авиалинию Москва - Казань, в котором было всего четыре пассажирских места.
Первая летная навигация гражданского воздушного флота в нашей республике открылась в 1924 году. На Горках быстрыми темпами строили аэростанцию для приема пассажиров и грузов - прообраз современного аэропорта. Ранней весной на едва подсохшем поле начались тренировочные полеты аэропланов, они летали над городом и разбрасывали листовки, призывающие казанцев поддержать новый вид пассажирского транспорта, покупая билеты «Добролета». Однако люди не спешили рисковать деньгами, здоровьем, а то и самой жизнью, тем более еще были свежи воспоминания об авиакатастрофе, произошедшей год назад между Казанью и Чистополем, в которой погибли летчик Лутиков и секретарь областкома Галактионов. Так что поначалу желающих подняться в небо было мало. Но хитрый «Добролет» развернул мощную рекламную, как нынче говорят, кампанию. В агитационных перелетах участвовали многие известные люди того времени: поэт Демьян Бедный, писатель Алексей Толстой, другие видные деятели культуры. 20 мая, например, на Казанскую аэростанцию прилетели три пассажирских самолета, на борту которых оказались знаменитые артисты Московского Художественного академического театра. Их встречала вся Казань. Дав четыре спектакля, актеры перечислили часть средств в пользу воздушного флота. Приезд артистов сделал свое дело: все билеты на первые запланированные регулярные рейсы до Москвы были раскуплены.
24 июня в 15 часов в Казани приземлился аэроплан «Юнкерс-Х», принадлежащий обществу «Добролет». На нем в столицу ТАССР прибыли министр гражданской авиации Н.М.Кириллов и председатель общества В.М.Мокеев. Они провели инспекцию готовности Казани к открытию полетов гражданской авиации. А тем временем их аэроплан занялся агитпропагандой, летая над городом и разбрасывая листовки о предстоящем открытии Казанской аэростанции и четвертой годовщине образования республики.
На другой день вся трудовая Казань во главе с председателем СНК ТАССР Гибадуллиным собралась на Горках. Люди пришли нарядные, как на демонстрацию. Впрочем, по свидетельству журналиста газеты «Красная Татария» Лидина, народа собралось гораздо больше, чем на политических мероприятиях. И этому было объяснение: ведь и аэростанцию, и ангары, и подъездные пути, и авиамастерские построили труженики Казани. Выступивший на митинге летчик Николай Бычков, назначенный первым начальником аэростанции, нарисовал яркую картину будущего развития гражданской авиации в нашей стране: «Дорогие казанцы! Сегодня очень важный день в жизни нашего города и страны. Открытие Казанского аэропорта - это начало создания аэрофлотилии Красного Татарстана. А с открытием нашей аэростанции начала осуществляться идея о создании воздушных сообщений между Западной Европой и Восточной Азией. Уже работает воздушная магистраль Лондон - Париж - Берлин - Москва. В прошлом году «Добролет» продлил ее до Нижнего Новгорода. А нынче Татарстан продолжил ее до Казани. Уверен, что затраченные средства на это великое дело окупятся сторицей: ведь не будем же мы всю жизнь трястись в пыльных вагонах - нам надо мчаться со скоростью ветра. И мы будем строить на наших заводах не только военные самолеты, но и гражданские».
Кстати, именно Бычков первым ввел в обиход слово «аэропорт». Раньше и до конца тридцатых годов оно не звучало. А в официальных документах употреблялись другие названия - аэростанция, авиастанция, аэрополе и т.п. Между тем Казань ждала первых авиапассажиров. Они прибыли 30 июня 1924 года на линейном пассажирском аэроплане в количестве шести человек. От Москвы до Казани самолет летел пять с половиной часов. Этим же бортом была впервые доставлена и воздушная почта. Те казанцы, которые получили письма и телеграммы, были шокированы ее быстротой: к ним корреспонденция попала всего через несколько часов после отправки из Москвы.
Надо сказать, что первым пассажирам да и пилотам приходилось нелегко. На легких аэропланах можно летать ориентируясь только визуально, на малой высоте и скорости. А облачность для них была просто мукой: они то взмывали вверх, то опускались до самой земли. Иногда сильный встречный ветер заставлял аэропланы лететь... задом наперед, боковой же тащил их в сторону, сбивая летчикам ориентировку. Слабо была организована и метеослужба. «Особенно трудно приходилось летчикам зимой: пока запустишь и прогреешь мотор, пока пролетишь на тихоходном самолете 300 - 400 километров, погода может измениться несколько раз. Но мы тем не менее летали», - вспоминал старший авиатор страны В.Чулков, обслуживающий в те годы трассу Москва - Казань.
Казанская аэростанция сразу же заняла видное место в системе Гражданского воздушного флота страны. Через нее лежала трасса грандиозного по тем временам перелета Москва - Улан-Батор - Пекин летом 1925 года, а затем и большого агитационного полета на аэроплане «Красный Урал» по маршруту Москва - Казань - Уфа - Ульяновск - Пенза - Тамбов - Ростов-на-Дону. Потом было множество других великих перелетов, но эти стали самыми первыми, а потому историческими.
Мы знаем, что за эти 80 лет наша гражданская авиация шагнула далеко вперед. И сегодня казанское небо бороздят и гигантские отечественные авиалайнеры, и зарубежные аэробусы, на борту которых со скоростью чуть меньше тысячи километров в час мчатся по своим делам сотни пассажиров. А взлетная полоса Казанского международного аэропорта, которую построили несколько лет назад, соответствует мировым стандартам. Завтра на смену нынешним летательным аппаратам придет еще более совершенная техника, и недалек час, когда реактивные авиалайнеры уступят место летательным аппаратам с совершенно иным принципом воздухоплавания, например гравитационным. А разве можно сравнить сегодняшний аэропорт с той двухэтажной «избушкой», которая когда-то гордо называлась аэростанцией! И не то еще тут построят в преддверии 1000-летия Казани!
И все-таки именно с нее, родимой нашей аэростанции, началась славная 80-летняя история республиканской гражданской авиации, которую сегодня пишут современные пилоты, техники, борт-проводницы, метеорологи и представители многих других крылатых профессий наших авиалиний и компаний. С праздником вас, дорогие авиаторы Татарстана, легких вам взлетов и посадок!
Рашид ИБРАГИМОВ,
ветеран Гражданской авиации Татарстана, пилот 1-го класса.