Государственная поддержка СМИ и почты за рубежом

Вопросы организации подписки и взаимоотношений с почтовиками в последнее время активно обсуждаются в кругах медийной общественности. Редакция «Казанских ведомостей» обратилась к председателю правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александру ОСЬКИНУ, презентовавшему в начале года книгу «Государственная поддержка СМИ за рубежом», с просьбой рассказать о мировом опыте, когда государство принимает на себя ответственность за судьбу периодики.
- Каким образом за границей осуществляется господдержка СМИ? Приведите примеры. Особенно в области доставки газет до подписчика.
- В мире используется множество способов поддержки прессы - от размещения госрекламы до прямых субсидий изданиям, например, на национальном языке (скажем, баскском или каталонском в Испании).
Но два основных направления господдержки печатных СМИ за границей - это обеспечение льготных почтовых тарифов и предоставление благоприятного налогового режима.
Например, в Великобритании, как было подсчитано в недавнем исследовании Reuters Institute for the Study of Journalism, косвенная поддержка издателей, выраженная в нулевом НДС, в 2008 году составила €748 млн. В Германии ставка НДС ниже стандартной, и это принесло газетно-журнальной отрасли €525 млн в 2008-м. Во Франции общая выгода от сниженного НДС, ряда других налогов и льготных почтовых тарифов составила в том же году €801 млн.
Льготные почтовые тарифы позволяют сделать подписку привлекательной для аудитории. Но ими дело часто не ограничивается: в частности, в Бельгии действуют льготные тарифы на транспортировку железной дорогой; во Франции железнодорожные перевозчики получают компенсацию за предоставление скидок на доставку прессы.
Франция поддерживает даже курьерскую доставку прессы, рассматривая ее именно как эффективный инструмент развития института подписки.
- Как известно, большую часть подписной цены у региональных изданий составляют услуги почты. Если редакция заложит свои услуги в цену подписки по полной себестоимости, то подписка, например на газету «Казанские ведомости», взлетит на недоступную для подписчиков высоту. Где же выход? Каким образом этот вопрос решается за рубежом?
- За границей почтовые тарифы также довольно велики и могли бы увеличивать стоимость издания для подписчика. Однако на практике этого не происходит: как правило, государство помогает снизить почтовые тарифы.
Льготные почтовые тарифы для прессы действуют во Франции. А с 2009 года к тому же издатели получают компенсацию за неизбежный рост стоимости услуг почты - на эти цели уходит примерно 200 млн евро в год.
Примерно в ту же сумму обходится обеспечение льготных почтовых тарифов для издателей в Бельгии.
В Германии государство частично компенсирует стоимость почтовой пересылки периодических газет и журналов. Например, доставка одного еженедельного издания за полугодие обходится в 5,76 евро, тогда как доставка любого другого непериодического типа корреспонденции за тот же период будет стоить 24 евро. Правда, через почту в Германии реализуется около 90% всех журналов, но этот вид доставки не используется для распространения ежедневной прессы.
Почтовые субсидии введены и в Швейцарии. Льготные почтовые тарифы распространяются на газеты и журналы, которые отвечают ряду специфических требований в соответствии с законом о почте. Наиболее важные критерии: отправка тиражей подписчикам; минимальный тираж в 1000 экземпляров; периодичность - минимум раз в неделю (региональная/местная печать) или ежеквартально (некоммерческие издания); максимальный тираж в 40000 экземпляров (региональная/местная пресса) или 300000 копий для общегосударственных; актуальность, публицистическое содержание; акцент не на бизнес и рекламу. Решение о том, какое издание получит субсидию, принимает Ofcom - Федеральное ведомство коммуникационной отрасли. Swiss Post, почта, таким образом освобождается от двойной роли и остается только поставщиком услуг.
Италия в конце 2012 года выделила национальному почтовому оператору Poste Italiane 1,56 млрд евро за оказание универсальных почтовых услуг и снижение тарифов в период с 2009-го по 2011 год. По информации агентства MarketWatch, 1,1 млрд евро выплачены за оказание Poste Italiane универсальных почтовых услуг и 458 млн - в качестве компенсации за снижение в обозначенный период почтовых тарифов для издателей, некоммерческих организаций и участников предвыборных кампаний.
В Великобритании снижены почтовые сборы для доставки подписных изданий. Но стоит отметить, что данная льгота не дает ощутимых результатов, поскольку доля подписки остается достаточно низкой - всего 12% от общих тиражей.
В Канаде действует Программа поддержки издателей - совместный проект отраслевых организаций и правительства. Издатель получает грант и может потратить его на почтовую или курьерскую доставку.
Применительно к России с учетом ее громадной территории доставка подписных изданий стоит достаточно дорого. Федеральный бюджет, выделяя субсидии Почте России на эти цели, покрывает в среднем половину убытков. Поэтому разрешить  эту проблему и снизить подписную цену за счет снижения стоимости доставки можно, на мой взгляд, с помощью региональных бюджетов, т.е. субъекты РФ различного уровня  могли бы субсидировать доставку подписных изданий в своих регионах, и прежде всего региональных изданий. 

КВ
Лента новостей