Малый бизнес: главное в кризис - не прозевать возможности

Практически все участники круглого стола «Казань-2016. Малый бизнес - большие вложения» сошлись в одном: год был тяжелым, однако выжить в непростых условиях нынешней России бизнес может. Главное - развиваться, искать новые рынки сбыта и не прозевать возможности, которых в кризис рождается ничуть не меньше, чем во времена роста.

А началась встреча, организованная ИА «РБК-Татарстан», с подведения итогов ушедшего года. Евгений Сеньковский, владелец торговой сети по продаже цветов, отметил, что флористический бизнес переживает не лучшие времена: покупательская способность сокращается, зарплаты остаются на прежнем уровне, поэтому структура семейного бюджета распределяется иначе, цветы отходят на задний план.

«Естественным образом количество посетителей снизилось, средний чек ожидаемо упал, - констатировал бизнесмен. - Коллеги из соседних регионов говорят, что у них похожая ситуация - падение выручки порядка 30 - 40%». Однако, по мнению предпринимателя, не все так плохо: рынок освобождается. Слабые игроки и те, кто неэффективно вел свой бизнес, уходят, и у других предпринимателей появляется возможность занять эту долю рынка. Так, компания Сеньковского в минувшем году открыла порядка 12 новых объектов - неплохо для кризисного года.

Слабакам здесь не место

Мысль о том, что в кризис сильные становятся сильнее, а слабые уходят, была неоднократно высказана в ходе круглого стола. «Судя по ситуации, которую мы видим, общаясь с представителями бизнеса, я бы назвал наше мероприятие «Малый бизнес. Выживут профессионалы», - сказал заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев. По его словам, финансовая поддержка со стороны государства необходима, однако нельзя «подсадить бизнес на государственную иглу и постоянно его подпитывать». Если держать бизнес в тепличных условиях, рано или поздно он »простудится« и станет нежизнеспособным. Значит, проблемы нужно решать самостоятельно. Но как?

«Нехватку финансов сейчас ощущают практически все частные компании, но в то же время появляются новые возможности, в первую очередь - для производственников, - поясняет Николаев. - Те, кто работает на вывоз, производят, оплачивают все в рублях, а затем вывозят за рубеж и продают. Шикарно!» Он выразил надежду и на то, что продукция местных производителей будет более востребована на местном уровне.

Мы кормим туристов, а они - нас

Ориентир на местного потребителя - еще один бизнес-тренд, который будет актуален в ближайшие несколько лет. Так, в Казани активно развивается сеть национальных халяль-кафе, которая, по словам создателей, должна способствовать возрождению национальной кухни (впрочем, халяльные гамбургеры в ассортименте тоже есть). Директор сети Султан Сафин на встрече отметил, что Казань меняется, становится одним из главных туристических центров России, а значит, есть реальный шанс привлечь внимание иностранцев к татарской кухне.

Гендиректор еще одной татарстанской компании Расул Садриев также нацелен на местный рынок: «Надо двигаться туда, куда движется город. К примеру, это туристическое направление, туристов у нас с каждым годом становится на 20% больше. И для них нужно создать соответствующие условия, хороший сервис и товары».

Наш предприниматель самый предприимчивый?

Свою точку зрения на текущую ситуацию высказал и заместитель председателя исполкома Казани Иван Кузнецов: «Экономика Казани очень дифференцирована и лучше любого другого города-миллионника подготовлена к разного рода кризисам, - отметил чиновник. - В 2015 году в Казани насчитывалось 58 тысяч с небольшим субъектов малого и среднего предпринимательства. Много это или мало? По сравнению с предыдущим периодом 2014 года есть рост 3,4%. И это при том, что весь 2015 год был кризисным. На предприятиях малого и среднего предпринимательства было занято 182 тысячи человек, здесь тоже увеличение на 2,2%. В сухих цифрах налоговых поступлений это 1,8 млрд рублей, которыми пополнился городской бюджет. Это 18,2% процента от всех налоговых поступлений города».

Поблагодарив бизнес за хорошие показатели, Иван Кузнецов заверил присутствующих, что стратегическими задачами властей являются, во-первых, минимизация административных барьеров, а также предоставление финансовых инструментов и продуктов (проблема недоступности финансовых ресурсов сегодня стоит особенно остро).

«Меня как экономиста больше волнует даже не волатильность курсов валют, а принципиальное отличие сегодняшней ситуации от кризиса 2008 года. Снижение потребления, которое наблюдалось тогда, сейчас дополнилось еще и колоссальным ростом себестоимости», - сказал чиновник. Тем не менее он смотрит в будущее с оптимизмом: «Предпринимательство в России - это самый гибкий инструмент, если можно так сказать, который очень хорошо адаптируется к внешней среде. И это показатель для всей экономики. Российский предприниматель самый предприимчивый, что, безусловно, не может не радовать».

КВ
Лента новостей