В Казани установили памятник на могиле военных летчиков

Погибших при крушении бомбардировщика Пе-8 (другое обозначение - ТБ-7), в том числе командира экипажа летчика-испытателя Людвига Немета, похоронили тогда на Арском кладбище.

В Казани на Арском кладбище в минувшую пятницу в торжественной обстановке открыли памятник погибшим 13 ноября 1941 года в авиакатастрофе при выполнении испытательного полета.

Погибших при крушении бомбардировщика Пе-8 (другое обозначение - ТБ-7), в том числе командира экипажа летчика-испытателя Людвига Немета, похоронили тогда на Арском кладбище. За почти 80 лет захоронение обветшало, отдельный памятник был только у командира экипажа. За могилами некому было ухаживать - родственников погибших в Казани не осталось. Накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне усилиями общественных организаций Казани удалось собрать средства на изготовление и установку памятника.

Осенью 1941 года на Казанском авиационном заводе №124 наладили производство пикирующих бомбардировщиков. Для новых машин проводились испытания. Одним из летчиков-испытателей был Людвиг Немет.

13 ноября 1941 года планировался обычный испытательный полет - на маршруте требовалось обкатать дизельные двигатели М-40.

Вместе с командиром экипажа Людвигом Неметом на задание отправились второй пилот Леонид Сумцов, штурман Николай Журавлев, авиамеханик Иван Шевченко - все из 433-го полка 81-й авиационной дивизии Авиации дальнего действия. После испытаний на этом бомбардировщике они должны были улететь на фронт.

Помимо летчиков в испытании участвовали инженер завода Я.Осокин, борттехники И.Шитов и С.Шарипов, радист С.Блинов, военпред В.Григоренко, представитель Центрального института авиационного моторостроения А.Лапко.

Всего в машине находились 10 человек. Когда задание было почти выполнено и экипаж готовился к повороту в сторону Казани, при пролете над станцией Канаш двигатель самолета внезапно загорелся.

Людвиг Немет приказал всем прыгать, а сам попытался совершить аварийную посадку. Пятерым членам экипажа удалось благополучно покинуть горящую машину на парашютах, один чудом выжил после падения машины, трое - Иван Шевченко, Салих Шарипов и Александр Лапко - погибли. Последним из самолета на высоте 600 метров выпрыгнул Людвиг Немет. Скорее всего, огонь повредил его парашют. Командир погиб.

Благодаря продолжительной и кропотливой работе поисковиков, историков авиации и исполкома Казани имена еще трех членов экипажа останутся вписанными в историю Великой Отечественной войны, сохранятся в истории Казани и Татарстана.

Большая заслуга в этом принадлежит внуку Александра Лапко, которого в честь деда тоже назвали Александром. Именно по его инициативе был начат поиск места захоронения погибших в той авиакатастрофе.

Приехавший специально на церемонию из Москвы, он выразил слова благодарности всем, кто принимал участие в поиске могилы его деда, установке памятника. Александр Лапко сказал, что могилу деда искал давно. Найти ее очень просил отец, который не смог приехать из Москвы в силу возраста - ему 80 лет.

Торжественное мероприятие было организовано региональной общественной молодежной организацией «Объединение «Отечество» РТ совместно с управлением по организации ритуальных услуг исполкома Казани. Помощь в изготовлении памятника оказало общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».

КВ
Лента новостей