Недобросовестная конкуренция как один из аспектов развития рыночных отношений

С развитием рыночных отношений и предпринимательства в целом возникла необходимость в защите прав добросовестных хозяйствующих субъектов и предпринимателей от незаконных действий партнеров, осуществляющих аналогичную деятельность.
За десять с лишним лет действия антимонопольного законодательства антимонопольными органами пресечено большое количество разнообразных нарушений, постоянно ведется работа по совершенствованию правового регулирования конкурентных отношений. В последние годы вопросы, связанные с защитой от недобросовестной конкуренции, все чаще освещаются на страницах специализированных изданий. Однако, несмотря на это, защита от недобросовестной конкуренции является одним из наименее теоретически разработанных институтов конкурентного права. До сих пор в правовой литературе отсутствует четкое представление о том, к какому разряду правовых явлений принадлежит недобросовестная конкуренция, что часто приводит к ее неадекватному пониманию, приданию чуждых ей признаков либо весьма широкому применению термина «недобросовестная конкуренция». Закон «О конкуренции», принятый 22 марта 1991 г., стал первым специальным законом, содержащим нормы пресечения недобросовестной конкуренции, в котором содержался перечень конкретных противоправных действий - так называемых сингулярных деликтов. Законодательное определение недобросовестной конкуренции появилось позднее и нашло свое правовое закрепление в новой редакции Закона от 25 мая 1995 г. «О конкуренции». В нем законодатель определяет недобросовестную конкуренцию как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.После длительных обсуждений 27 июля 2006 года был принят и 26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», принятый взамен Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».Новый закон предусматривал совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, уточнение правовых основ государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.В рамках закона законодатель попытался решить задачи уточнения понятийного аппарата, вопросы совершенствования запретов на осуществление монополистической деятельности и применения правила «разумности», урегулировать вопросы по ограничению на принятие антиконкурентных актов и действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также установить более жесткий контроль соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В законе конкретизированы функции и полномочия антимонопольного органа, предпринята попытка устранения неоправданных административных барьеров при осуществлении государственного контроля экономической концентрации. Кроме того, законом детально регламентирован новый порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом.В силу пункта 9 статьи 4 действующей редакции закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг (пункт 4 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции»).
В настоящее время наблюдается положительная тенденция в возбуждении дел по признакам недобросовестной конкуренции. Это обусловлено, на наш взгляд, повышением уровня правосознательности граждан, развитием предпринимательской деятельности в различных сферах и появлением новых способов незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности, так как большая часть дел связана именно с патентным правом. Положительная динамика благотворно скажется на формировании судебной практики и недопущения нарушений прав патентообладателей в дальнейшем, это будет способствовать развитию и созданию новых технологических процессов, механизмов и продуктов во всех сферах, что не может не отразиться положительно на всех конкурентных рынках.Таким образом, если ваши права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ущемлены, если вы считаете, что в отношении вас (вашей организации) был осуществлен акт недобросовестной конкуренции, просим вас обращаться с соответствующими заявлениями в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.

КВ
Лента новостей