Мэр Казани Ильсур Метшин: Реформа транспортной инфраструктуры позволит Казани выйти на европейский уровень обслуживания населения

Мэр Казани Ильсур Метшин: Реформа транспортной инфраструктуры позволит Казани выйти на европейский уровень обслуживания населения

- Ильсур Раисович, сейчас уже, наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что такому интенсивно развивающемуся городу-миллионнику, как Казань, необходима новая маршрутная сеть. Но любое нововведение порождает недовольных. Что Вы им можете ответить?

- Новая маршрутная сеть Казани, которую мы планируем ввести поэтапно в 2007 году, несомненно нужна. Последние 7 - 8 лет рынок транспортных услуг в городе развивался достаточно стихийно. Но транспортное обслуживание населения - это один из краеугольных вопросов, такой же как водо- и теплоснабжение, канализация, связь, ведь это главные артерии города. Сейчас мы подошли к такому моменту, когда уже нельзя наблюдать за этим процессом со стороны.

Напомню, что транспортное обеспечение, по федеральному законодательству, - одна из главных задач и прерогатива муниципалитета, и в соответствии с законом, вступившим в силу с 1 января 2006 года, мы обязаны нормализовать транспортное обеспечение, потому что это наша работа.

В свое время частные перевозки автобусами малой вместимости были решением транспортной проблемы, на сегодня это головная боль для Казани. Никаких других задач, кроме как поставить столицу Татарстана по транcпортному обслуживанию в один ряд с лучшими российскими и европейскими городами, мы не ставим. И я уверен, мы эту задачу решим, нам она по плечу.

Что мы имеем на сегодняшний день? Наши муниципальные автотранспортные предприятия все банкроты. Частные же перевозчики взяли на себя лишь те маршруты, где есть прибыль. Они не хотят обслуживать городские поселки, спальные районы, малонаселенные улицы.

Далее, в нашем городе за пять последних лет общее число автотранспорта увеличилось со 110 тыс. до 180 тыс. единиц, в результате нередки пробки на дорогах. Сейчас по многим центральным улицам - улице Карла Маркса, Ленинской дамбе, другим - проходят более сорока автобусных маршрутов. Причем, если помните, они открывались так: захотел один частный перевозчик - заявился и пустил автобус, потом захотел другой, третий... В итоге автобусы гоняются наперегонки, создавая аварийные ситуации.

Из 264 участников сегодняшнего рынка транспортных услуг лишь 15 имеют необходимую базу техобслуживания, ремонтные цеха, медицинское освидетельствование и прочее. Это крупные фирмы, объединившие ряд мелких, и они осуществляют 85% всех перевозок.

Остальные же, мелкие, ставят свои автобусы во дворах и, подвергая опасности жизнь пассажиров, выезжают на линии без тех- и медосмотра, что попросту противозаконно.

Достаточно сказать, что в 2005 году число ДТП с участием частных перевозчиков выросло на 34% по сравнению с предыдущим годом, а за I полугодие нынешнего года - уже на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Рост ДТП идет постоянно, гибнут люди, увеличивается число пострадавших.

Мы не можем смотреть на это, сложа руки. Повторяю: решение транспортного вопроса - в компетенции местных властей. И мы от своих полномочий не откажемся.

- Кто разрабатывал новую транспортную схему и в чем суть новой концепции?

- Мы поручили разработку новой маршрутной сети лучшему институту в России - Санкт-Петербургскому Научно-исследовательскому проектному институту территориального развития и транспортной инфраструктуры, специалисты которого провели широкомасштабное исследование.

Должен заметить, что мэрией Казани проделана огромная работа по развитию транспортного обслуживания населения: в 2007 году на улицах появятся новые комфортабельные автобусы большой вместимости, будет введена уникальная система оплаты. При этом средства городского бюджета были направлены лишь на разработку проекта (3 млн. рублей. - «ИФ»), остальные затраты - средства хозяйcтвующих субъектов и предпринимателей.

Возможно, новая транспортная схема будет сначала вызывать нарекания, но она станет дорабатываться и вводиться поэтапно.

Новая схема, по нашему мнению, будет решать несколько задач. Основная - это, безусловно, качественное обслуживание населения и равнодоступность транспортных услуг.

На рынке в результате конкурсов останутся только те перевозчики - и муниципальные, и частные, - которые будут четко выполнять требования: иметь необходимую материально-техническую базу, вовремя обновлять подвижной состав, обеспечивать выплату заработной платы работникам в полном размере.

В настоящее время официально декларируемая зарплата у перевозчиков - 3 тыс. рублей, фактически же - от 15 до 20 тыс. рублей. Таким образом, налицо конвертная система оплаты, невыплата подоходного налога и прочие нарушения трудового законодательства.

Автобусные маршруты будут продаваться на тендерах, которые пройдут в несколько этапов. При этом транспортные маршруты будут распределены в лотах так, чтобы каждый обслуживал и «прибыльные», и «средние», и социальные маршруты, а не так, чтобы благодаря «мохнатой руке» кому-то досталось все лучшее, а кому-то пришлось собирать пятаки с пенсионеров. Все будет по справедливости.

Сам конкурс будет проходить максимально открыто, с приглашением представителей прокуратуры, профсоюза перевозчиков, СМИ, чтобы все видели, что это чистый конкурс.

Большинство перевозчиков понимают, что на рынке транспортных перевозок нужна прозрачность и следование четким правилам игры. Те 15 крупных компаний, о которых шла речь выше, целиком и полностью поддержали муниципалитет, у них к нам никаких вопросов нет.

Вопросы задают и пытаются выставить себя мучениками как раз те, кто грубо нарушает все правила перевозок. Противники нововведений - несколько мелких перевозчиков, в парке у каждого из которых по 1 - 2 автобуса, отстаивая свои интересы, они пользуются не самыми законными приемами.

- Как изменится автобусный парк?

- Общее число городских автобусов - около двух тысяч, фактически на маршруты выходят около 1,5 тысячи, из которых порядка тысячи - это «Газели» и «пазики». Мы планируем, что оптимальное количество автобусов для нашего города - это 1,4 тысячи, из которых только 300 будут малой вместимости, остальные - большие. При этом, по расчетам специалистов, число пассажиров, которых автопарк способен единовременно вместить, за счет больших автобусов только увеличится примерно на 13% и составит уже не 100 тысяч, а более 120 тысяч человек.

Транспортную схему мы будем вводить в 2007 году поэтапно, чтобы не получилось по уже ставшей крылатой фразе: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Так, с начала года на 27 (из 97) автобусных маршрутах, которые не претерпели изменений, появятся первые 200 новых комфортабельных автобусов большой вместимости, на остальных - чуть позже. Малые автобусы останутся и на некоторых маршрутах, где нет экономической целесообразности вводить автобусы большой вместимости.

Мэрия планирует приобрести автобусы производства ОАО «Нефаз» (входит в группу компаний «КАМАЗ»), кроме того, и сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов. Приобретаться они будут на условиях лизинга.

Главные условия - экологически чистый двигатель ЕВРО-3, низкопольность автобусов.

Мы ставим перед перевозчиками конкретную задачу - не повышать стоимость проезда (ныне 10 рублей). По расчетам экономистов как мэрии, так и автотранспортных предприятий, новая транспортная схема позволит перевозчикам выплачивать средства по лизинговым платежам и достойную зарплату сотрудникам и вовремя обновлять подвижной состав.

- Как в новую транспортную схему вписывается метрополитен?

- Да, разработчики новой транспортной схемы предусмотрели перспективное развитие Казанского метрополитена.

Согласно проекту в некоторых местах остановки наземного транспорта будут привязаны к станциям метро, но лишь по мере введения их в эксплуатацию.

Планируется, что уже в 2008 году к существующим пяти станциям прибавятся еще две - «Проспект Победы» и «Козья слобода», метро пройдет под рекой Казанкой (делит город пополам. - «ИФ») и свяжет ее правый и левый берега. Вот тогда появятся совершенно новые возможности и пассажиропоток будет совершенно другим.

- Расскажите, пожалуйста, о новой системе оплаты.

- Ближе к весне-лету 2007 года мы собираемся запустить уникальный проект - «Автоматизированную систему оплаты проезда на городском пассажирском транспорте» (АСОП ГПТ) и ввести в обиход электронную карту платежа.

Наш генеральный партнер в этом проекте - банк «Ак Барс», который инвестирует 10 - 11 млн. евро. Можно сказать, что в достижении договоренностей по реализации этого проекта мы уже вышли на финишную прямую.

Карта будет единой для всех видов транспорта - трамвая, троллейбуса, автобуса, метро, и многофункциональной: сюда же можно будет вводить и начисление пенсий, и медицинскую страховку, и оплату коммунальных платежей, т.е. через карту казанцу будет предоставлен целый пакет услуг, что очень удобно.

Для считывания информации на всех видах транспорта будут установлены две тысячи валидаторов (стационарные устройства считывания. - «ИФ»), а у кондукторов появятся ридеры (переносные считывающие устройства. - «ИФ»), будет выпущено около 400 тысяч электронных транспортных смарт-карт. Мы опробуем электронную систему в конце весны - начале лета, когда многие горожане c детьми уедут на дачи, закончится учебный год и разъедутся студенты, чтобы население постепенно привыкало к новшествам.

С вводом АСОП начнет осуществляться зонирование оплаты проезда на транспорте: стоимость будет зависеть от того, сколько вы проехали остановок и сколько зон в городе вы пересекли. Мы не придумываем ничего нового - люди не должны платить одинаково за разное расстояние: кто-то едет две остановки, кто-то - десять.

АСОП позволит нам четко увидеть действительное количество перевозимых льготников, даст понять, какой вид транспорта больше востребован населением в том или ином районе. Все эти сведения будут поступать и анализироваться ежедневно.

Кроме того, электронная карта позволит упорядочить налогообложение в транспортной сфере, когда ни частник, ни муниципальное предприятие не смогут скрыть реальное число перевезенных пассажиров, т.е. налоги будут выплачиваться в полном размере.

На сегодняшний день опыта внедрения подобной транспортной программы европейского уровня в полном объеме - для всех видов транспорта, включая метро, в России нет.

- Почему власти города пошли на такой шаг, как общественное обсуждение новой транспортной схемы?

- То, что мы советуемся с горожанами, совершенно нормально, ведь это делается именно для них, а в целом мы делаем одно общее, необходимое для всех дело.

Мы провели уже несколько встреч с транспортниками, главами районов, работниками крупных предприятий, ведем прием замечаний и пожеланий от горожан по телефону «горячей линии» общественной приемной мэрии.

На сегодняшний день поступило около 4 тысяч звонков. Порядка 60 - 70% обращений - это просто просьба разъяснить, как куда можно будет доехать, но наряду с ними уже поступило и несколько толковых предложений по усовершенствованию схемы, которые обязательно будут рассмотрены и учтены.

Я очень благодарен казанцам за то, что они приняли активное, конструктивное участие в обсуждении нашего проекта. Пассажирские перевозки будут находиться под пристальным контролем мэрии, схема будет неоднократно отлаживаться, но население, для которого и проводится столь громадная работа, полагаю, должно отнестись к этому с пониманием.

Думаю, уже в начале нового года казанцы оценят наши усилия, когда вместо езды в битком набитой «Газели» им будет предложено проехать в комфортабельном автобусе. Причем за те же деньги.

 

ИА «Интерфакс»

КВ
Лента новостей