Современный «Ералаш» работает на грани фола

Борис Грачевский закончил Калининградский механический техникум. В 10 лет организовал в школе кружок любителей изобразительного искусства и самостоятельно водил экскурсии по Третьяковской галерее. Его рассказы о картинах и художниках с интересом слушали не только дети, но и взрослые. Хотел работать в кино, поэтому после школы устроился грузчиком на киностудию. В легендарном фильме Роу «Варвара-краса, длинная коса» ему доверили роль руки, которая кричит: «Должо-о-о-ок!»

news_top_970_100

- «Ералашу» исполнилось 30 лет. Для меня удивительно, как все эти годы мы умудряемся быть интересными зрителям. Мне многие говорят, что последние выпуски «Ералаша» стали намного ярче, интереснее. Мы постоянно ищем новые формы. Сегодня у нас в сюжетах появляются оборотни, монстры, даже стриптиз...

- Нет опасения, что можно перегнуть палку?

- Я считаю, что есть определенные рамки, которые переходить нельзя. Хотя согласен, что иногда мы работаем на грани фола. Но границу дозволенного никогда не переходим. Я за этим слежу лично.

- По-вашему, насколько современные дети отличаются от тех, что были 30 или даже 10 лет назад?

- Знаете, за эти годы я сделал очень интересное наблюдение. Когда мы организовывали журнал, то ориентировались на десятилетних детей. А сегодня пятилетние дети смотрят сюжеты «Ералаша» и абсолютно все понимают и во всем разбираются. Поумнел ребенок. Очень поумнел.

- Съемки в кино - это серьезная взрослая работа, и не каждый ребенок может выдержать эти нагрузки. У вас, наверное, с детьми работают не только режиссер, гримеры, операторы, но и психологи...

- Я сам работаю как психолог, и каждый режиссер, который к нам приходит, автоматически становится и педагогом, и психологом. Но если он позволит себе хоть одно грубое слово или любой другой антипедагогический поступок по отношению к ребенку, я его просто уволю, каким бы отличным профессионалом он ни был.

- А с детьми вы тоже так же строги?

- И с ними тоже. Я называю себя любящим Карабасом-Барабасом, потому что очень требователен к нашим артистам. Но вместе с тем их обожаю, и они об этом прекрасно знают. Если кто-то начинает капризничать, халтурить, «звездить», то выгоняю сразу. Знаете, какая самая страшная угроза для ералашевцев? Когда я говорю, что больше никогда не возьму сниматься. Это действует безотказно! Хотя всегда помню мудрое изречение из одного индийского философского трактата: «С любым ребенком говори как можно вежливее, потому что неизвестно, с кем ты разговариваешь». С детьми на самом деле надо быть тактичнее, потому что неизвестно, кем станет этот ребенок, когда вырастет. А вдруг это будущий президент?

- А правду говорят, что если родители предлагают деньги за съемку своего чада в «Ералаше», вы без проблем утверждаете ребенка на роль?

- Если ребенок не подходит, то, конечно, мы снимать его не будем. Но если он артистичен, интересный типаж, удачно прошел пробы и к тому же родители готовы оказать съемочной группе финансовую помощь, то почему бы и нет? Кино - дорогое удовольствие. Несмотря на финансирование из бюджета, мы стараемся сами зарабатывать. Благодаря помощи родителей наших актеров купили современную аппаратуру, съемочное оборудование, сюжеты снимаем на дорогую пленку «Кодак».

- Чем вы заняты сейчас, кроме «Ералаша»?

- Мы начали работу по созданию федерального детского телеканала. Есть каналы спортивные, о животных, по истории, множество музыкальных, дамских, а детского нет. Это неправильно. Это горько, стыдно и обидно.

Мы предлагаем создать государственный детский канал, где показывались бы хорошие добрые сказки Роу, Птушко, картины, сериалы, мультфильмы, образовательные программы для детей, снятые в России, Венгрии, Германии, Австралии, в других странах. В стране огромное количество талантливых детей, коллективов. Почему бы не знакомить зрителей с их творчеством?

А что сегодня показывают? Яркий пример оболванивания детей - телепузики. Там нет абсолютно ничего познавательного и все построено на том, что дети - идиоты, и разговаривают с ними как с недоумками. Неужели для нас идеал ребенка - вот этот телепузик, который не умеет ни мыслить, ни даже толком говорить? Но ведь это же мы сами плодим такое поколение. У нас не хватает времени, чтобы просто сесть и по душам поговорить со своим чадом, посмотреть ему в глаза: не обкурился ли он? Говорить, что дети - наше будущее... это банальность. Но это так и есть. Есть люди, которым абсолютно наплевать на свое будущее. А я так не могу. Детский канал будет работать на наше будущее, которое мы готовим не кому-нибудь, а себе. Себе! Вернувшись из Казани, я надеюсь, что выступлю в Госдуме по этому вопросу.

- Борис Юрьевич, вы не планируете снять полнометражный фильм?

- Хочу сделать грустное кино про любовь. Иногда я позволяю себе погрустить. Я же нормальный человек.

 

Беседовала
Ольга ИВАНЫЧЕВА


Ералашевец - вечный студент

Знаете ли вы, что предложенное Грачевским название детского юмористического журнала долго не утверждали на самом верху? Дело в том, что фамилия тогдашнего председателя Госкино была Ермаш. И Ермашу понадобилось немало мужества и чувства юмора, чтобы все-таки дать согласие на выход журнала с совсем не пионерским названием «Еpалаш».

Еще один любопытный факт. Имя Бориса Грачевского можно внести в Книгу рекордов Гиннесса как самого вечного студента. Представьте себе, он умудрился проучиться во ВГИКе 23 года! Его сын почти догнал папу в учебе - когда Борис Юрьевич был на третьем курсе, сын перешел на второй курс того же факультета кинопроизводства. Это заставило директора «Ералаша» взяться за ум, быстренько сдать все «хвосты» и наконец-то закончить институт.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100