Современный калым

Современный калым

news_top_970_100

Отмечали юбилей кого-то из сотрудников. В курилке молодежь кафедры решилась-таки наконец расспросить подвыпившего и подобревшего Андрея Евгеньевича на предмет его отношений с женой.

Дело в том, что этот седовласый старик с интеллигентными чертами лица, крупный специалист в своей области, доцент, как бы это сказать помягче, находился в некоторой повышенной зависимости от настроений и вкусов своей жены, вздорной бабы с голосом таким, что ему позавидовал бы, пожалуй, сам маршал Жуков.

Ну а если говорить без экивоков, то старый доцент был обыкновенным подкаблучником. Жены своей он боялся как грома небесного. Стоило ему услышать по телефону ее голос, как вытягивался в струну и начинал заикаться как подросток на первом свидании. При этом налево не ходил, спиртного почти не употреблял и всю зарплату относил домой. В глаза ее никто из сослуживцев не видел, было только известно, что она лет на пять помоложе Андрея Евгеньевича, притом университетов не заканчивала, а всю жизнь проработала бухгалтером на одном из казанских заводов. На всю науку мужа она смотрела с высокой колокольни и иначе как чушью не называла. Другой на его месте давно бы ее бросил, а себе нашел какую-нибудь аспиранточку, ан нет, не уходил из дома старик.

У молодых сотрудников подобное сожительство двух несовместимых, на их взгляд, существ вызывало дикое любопытство.

- А у вас жена, что, богатая? - вокруг Андрея Евгеньевича собрались аспиранты Никита, Володя и лаборантка Люда. Люда уже давно безответно любила Никиту, о чем знали, понятное дело, все, кроме самого предмета страсти. Ради любимого она даже начала курить, чтобы побольше с ним общаться, хотя дым ей был и неприятен.

- Откуда, - старик даже руками замахал.

- Может, хозяйственная?

- Тоже нет.

- Может, родственники нужные?

- Не угадали, молодые люди...

- Тогда, наверное, красивая?!

Андрей Евгеньевич задумался...

- Знаете ли, мои юные друзья, - после продолжительной паузы наконец начал он, - понимание красоты в этом мире столь же изменчиво, как и сам этот мир. В Древнем Китае, к примеру, женщины чернили зубы - это считалось красивым. Был у меня один случай...

Слушатели сгрудились вокруг старика, надеясь услышать что-то жареное из его личной жизни...

Начал он издалека.

- Был я тогда аспирантом, так же как и вы. Учился со мной Рашид Бейбулатов из Узбекистана. Успех у женщин имел необычайный. Представьте себе восточного принца - стройный, жгучий брюнет с большими глазами - таким он и был. А надо вам сказать, что хотя живем мы с вами в цивилизованном мире, однако традиции человеческие меняются медленно, особенно в Средней Азии. Так вот, была у него невеста, звали ее Зулейха. Их отцы между собой договорились еще до их рождения. Во время войны они однополчанами были, отец Рашида во время уличных боев в Кенигсберге отца Зулейхи от смерти спас, ну и, чтобы скрепить узы дружбы, заключили они такой договор. Предполагаемый тесть после войны карьеру сделал, большим начальником стал, так что жить бы Рашиду припеваючи, если бы не одно «но».

И дело даже не в том, что девушка ему не нравилась. Наоборот, симпатичная, порядочная, почему бы не жениться, дело-то нехитрое: стерпится-слюбится. Опять-таки не забывайте, что это Средняя Азия, а там слово отца - закон. Но по традиции за невесту калым полагалось платить, а у отца Рашида всего-то богатств - веселый нрав да честное имя. Это, конечно, немало, но для калыма требуется нечто материальное, то, что можно людям показать. Пока Рашид учился в Казани, он об этом как-то особенно и не задумывался, но чем ближе подходило время домой возвращаться, тем больше он в грусть впадал. А за полгода до окончательного возвращения съездил домой, чтобы обговорить размер калыма, и вернулся в Казань совершенно удрученным.

Отец у Зулейхи был умный и порядочный человек. Слово свое он нарушать не хотел, но и калыма не взять не мог - это было бы не в традициях семьи, а семья в Узбекистане - мощная сила. Опять-таки он любил свою дочь и хотел ее передать в руки человеку серьезному, который смог бы ее счастье обеспечить.

А надо вам сказать, что серьезного человека в Средней Азии различают по размерам. Но это все теория. Объясню, что это значит на практике. Если ты стройный и красивый «прынц», то на руководящую должность тебя не возьмут никогда - не будешь пользоваться авторитетом у подчиненных. Потому что у начальника лицо должно с трудом на фотокарточку 3 на 4 помещаться, а живот необходимо иметь размером с пивную бочку. Сам отец Зулейхи весил 130 килограммов, и чтобы своего будущего зятя не стесняться нужным людям показывать, поставил Рашиду жесткое условие - набрать хотя бы такой же вес. Если учесть, что Рашид весил 70 килограммов, то это означало, что за полгода он должен был потолстеть почти вдвое. Эти 60 килограммов живого веса и должны были стать калымом за невесту.

На Рашида было страшно смотреть. Приехав в Казань, он сразу же сел на «диету» - ел только мучное один раз в день, но с утра до вечера. Через две недели он еще и запил... Кто-то ему сказал, что пиво в этом деле тоже помогает, поэтому он запивал им макароны. Вкус пива ему не нравился, состояние опьянения было омерзительно, но что не сделаешь ради светлого будущего... Через каждые полчаса он бегал на весы. Они заветных прибавок в весе показывать не торопились, отчего он только нервничал, что на пользу делу, понятно, не шло. Через месяц усердных возлияний пенного напитка и усиленной кормежки макаронами и коржиками он поправился аж на целых... два килограмма. Ну конституция у человека была такая! Рашид был в отчаянии.

И тут я вспомнил, что есть лекарство какое-то. У меня дядя им еще лечился. Проводишь курс - и лицо становится как луна в полнолуние. Масса тела повышается ужасно - такое у него побочное действие. Я Рашиду рассказал - он прямо расцвел. По-быстрому справки навели, лекарство достали, через месяц его было не узнать - лицо как блин на Масленице, живот из-за угла торчит, глаза довольные. Сейчас большой человек в суверенном Узбекистане. А вы говорите: «красота, красота...»

Андрей Евгеньевич выкинул окурок в урну и под недоуменными взглядами присутствующих вышел.

Первым заговорил Володя.

- А ведь хитрый старик нам так и не рассказал, почему живет со своей женой, - заметил он.

- Мальчики, а может быть, он ее просто любит? - робко спросила Люда...

 

Владимир КЕТАНОВ

news_right_column_240_400