ПРОГНОЗ. Завотделом профилактики врач-дерматовенеролог и сексолог Республиканского кожвендиспансера Минздрава РТ Станислав СЕНЧУГОВ имеет основания полагать, что за все несколько десятков лет в России произойдет то же, что произошло в некоторых регионах Африки. Там население на протяжении почти двадцати лет вымирало от СПИДа. В живых остались лишь глубокие старики, в силу объективных причин не успевшие заразиться. Не помогут ни многочисленные организации всевозможных направлений по борьбе с ВИЧ-инфекцией, ни регулярно выделяемые средства на разработку различных программ по противодействию этой инфекции и т.д. Конечно, без них заболевших было бы в разы больше.
ВОПРОС. Но почему эпидемия ВИЧ не идет на спад, а наоборот прогрессирует? Об этом мы беседуем с доктором Сенчуговым.
- Корень проблемы в том, что заболеваемость в данном случае зависит от поведения человека. Казалось бы, профилактика ВИЧ проста до чрезвычайности: не колись наркотиками, не вступай в беспорядочные половые связи, а во время сексуального контакта используй средства защиты. И все! Но есть пациенты, которые после излечения венерических заболеваний - лечить которые, кстати, с каждым годом все сложнее и сложнее! - приходят к нам вновь. Причем и во второй раз, и в третий, и в седьмой! И это не дегенераты, а вполне вменяемые люди. О какой профилактике ВИЧ-инфекции при таких обстоятельствах можно говорить?
- Значит, проблема не столько медицинская, сколько социальная...
- ...поэтому полагаться в борьбе с ней только на медиков бесполезно. Нужно чтобы люди вели себя по-другому. А это самое сложное. Нет идеологии, стержня, которые держат общество в человеческих рамках. Да, мы пытаемся говорить о том, что беспорядочные половые связи - безнравственно и опасно. Но что молодежь видит на деле? Клубничку на газетных развалах и по телевидению, телефоны «досуга» на каждом заборе. Идеология «беспорядочные связи - это не есть хорошо» превратилась фактически в косвенную рекламу этих самых связей путем пропаганды безопасного секса. Мол, сколько хочешь и с кем хочешь, главное - чтобы с презервативом. Практика двойных стандартов не внушает доверия! В итоге вензаболевания распространяются сейчас даже среди детей начиная с 12 лет! А ведь они - маркеры ВИЧ-инфекции.
КСТАТИ
В Калининграде ВИЧ-инфекция зафиксирована у более чем 50% путан. Информацию об этом донесли до широкой массы населения через все местные СМИ. Но клиентов у жриц любви не убавилось.
- И ничего нельзя изменить?
МАСШТАБЫ БЕДСТВИЯ. - Ситуация давно приняла характер эпидемии. Официально об этом не говорят, потому что об истинных масштабах бедствия можно только догадываться. Ведь учету поддаются только те больные, у кого инфекцию обнаружили, можно сказать, случайно. Во время медосмотра, обследования или, как мы говорим, по «наводке» партнера. Но таких немного, поскольку большинство сексуальных контактов случайны. А партнеры не знают ни имен, ни адресов друг друга. Приехали, например, в Москву или Казань гастарбайтеры из солнечной республики. Поработали, имели контакт с местными жрицами любви, заразились от них и уехали к себе на родину. Даже если мы выявим заразившую их даму, найти ее партнеров и предотвратить дальнейшее распространение заболевания невозможно. Когда этих молодцов выявят на родине? Неизвестно. А они ведь еще в какой-нибудь город поедут работать и тоже будут заражать. А сколько случаев заражения вполне благонадежные граждане привозят с курортов? Найти их партнеров тоже чаще всего невозможно. Вот так болезнь принимает характер эпидемии. Кстати, сейчас около 60 - 70% секс-работниц все-таки используют презервативы. После многих лет работы с ними сотрудников специальных организаций.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. - Может, проще легализовать проституцию?
- Из двух зол надо выбирать меньшее, поэтому я за. В этом случае секс-работницы по крайней мере будут поддаваться учету и контролю, что позволит снизить среди них заболеваемость. Но не только путаны виноваты. Мы провели опрос среди женатых мужчин Казани. Многие из них гордо заявили: «уличными проститутками я не пользуюсь». При этом большинство из них имели постоянные связи на стороне, а незащищенный секс с партнершей мотивировали тем, что «она замужем», «регулярно проходит медосмотр», «мой друг был с ней и здоров». Нужно ли говорить о том, насколько рискованно подобное поведение.
ФЕНОМЕН. - Наверное, люди просто надеются на то, что ученые когда-нибудь найдут лекарство от СПИДа?
- Да, в Америке и Западной Европе даже появился феномен под названием «ВИЧ-оптимизм». Это связано с тем, что в конце 90-х годов прошлого века была создана высокоактивная антиретровирусная терапия. И СПИД перестал считаться в общественном сознании смертельно опасным заболеванием. Уровень рискованного сексуального поведения тогда резко возрос. Однако это оказалось заблуждением - панацеи от
СПИДа за более чем 20 лет не создано. Но даже если такое произойдет, вирус может быстро приспособиться к лекарству. Все знают, как быстро различные микробы становятся сейчас устойчивыми даже к новейшим антибиотикам. И если 15 лет назад лечить некоторые венерические заболевания не составляло особого труда, сегодня это значительно сложнее. Не помогают даже лошадиные дозы препарата! Так что дело не в лекарстве от СПИДа и не в нем самом. Победят ученые ВИЧ - появятся другие заболевания, столь же грозные. Причем многие из них уже сейчас нам хорошо знакомы. Ведь считается, что возбудитель ВИЧ-инфекции существовал давно, но был безобиден для человека. А потом мутировал и стал убийственным. По такому же сценарию может начать развиваться любая инфекция. Просто изменит свою генную структуру и начнет убивать. Например, хорошо всем знакомый кандидоз (или молочница), не представлявший ранее особых проблем, сейчас крайне сложен для лечения. Так что надеяться надо не на лекарства, а на себя. На свою высокую сексуальную культуру.
ВЫВОД. В западных странах это поняли. И в целях борьбы с заболеваниями, передающимися половым путем, стали выделять средства не на бесплатные шприцы и презервативы, а на воспитание молодежи.
КСТАТИ
Как показывают соцопросы, молодежь Татарстана нежелательной беременности опасается гораздо больше, чем заражения ВИЧ-инфекцией (46% против 25,5%).