Свидание с Сочинской олимпиадой

Казань и Сочи объединяют два предстоящих события мирового значения - Универсиада-2013 и зимняя Олимпиада-2014.
Корреспонденту «Казанских ведомостей» представилась возможность оценить масштаб строительства спортивных объектов в Сочи и сравнить предолимпийскую атмосферу черноморской хозяйки зимних Олимпийских игр с приготовлениями ко Всемирным студенческим играм в столице Татарстана. 
ТранспортСочинский аэропорт встретил нас 30-градусной жарой, цветущими магнолиями и навязчивыми таксистами (по совместительству риелторами): «Красавица, комната хорошая нужна?» В Сочи разгар курортного сезона. Но нам не до отдыха. Пресс-тур для российских журналистов организовал Олимпийский оргкомитет «Сочи-2014». Впереди плотный рабочий день - знакомство с олимпийскими объектами.
В Сочи, так же как и в Казани, наряду со строительством спортивных сооружений решают проблемы инфраструктуры, чтобы спортсменам и гостям города создать максимально удобные условия для проживания и передвижения. Наиболее острые - транспортные артерии, энергоснабжение, которое в курортном городе всегда было в дефиците, и ремонт, реконструкция, строительство жилого и гостиничного фонда.
С первой проблемой довелось столкнуться почти сразу же, едва успели отъехать от аэропорта. Наш автобус плотно застрял в пробке, и мы потеряли три с половиной часа в дороге длиной 24 км.
- Это временное явление, - невозмутимо успокоила наш гид - сотрудник пресс-службы оргкомитета «Сочи-2014», руководитель отдела по работе со СМИ Евгения Бочарникова. - Автомобильные пробки всегда были головной болью нашего города. Сочи - уникальный город, самый длинный в России, с одной основной транспортной магистралью. Его протяженность 145 км вдоль побережья. Улицы узкие, не приспособленные под активное автомобильное движение. Чтобы наладить транспортное движение во время проведения Игр, строится и уже почти готова совмещенная автомобильно-железная дорога Адлер - «Альпика-Сервис», которая свяжет Прибрежный и Горный олимпийские кластеры. Новая железнодорожная ветка позволит перевозить около 8500 пассажиров в час в каждом направлении. Параллельно ей пройдет автотрасса. Это сочетание позволит обеспечить доставку 20 тысяч пассажиров в час, что соответствует потребностям Олимпийских игр. Протяженность дороги будет 48 км, и под ключ ее должны сдать в будущем году. 
В этом году открыли автомобильную дорогу-дублер Курортного проспекта протяженностью 16,2 км. Я сама каждый день пользуюсь ею и очень экономлю время в дороге. Дублер - это четырехполосная трасса, которая большей частью проходит в тоннелях и по эстакадам. Очень удобно, а для туристов к тому же визуальное наслаждение - вид неописуемый! 
Всего в преддверии Игр здесь строится 40 новых дорог протяженностью 500 км и 8 автомобильных развязок. 
В Казани перед Универсиадой реконструируют аэропорт и железнодорожный вокзал. Наши воздушные врата оставляют желать лучшего, если есть изменения, то они малы, особенно по сравнению с Сочи. У них до соревнований времени побольше, а в аэропорту уже действует новый современный терминал. Сейчас пропускная способность аэровокзального комплекса 1600 человек, а во время Игр будет до 3800 человек. 
Да и новое здание железнодорожного вокзала обрело уже внушительные размеры. С прошлого года действует железнодорожная линия Адлер - аэропорт Сочи протяженностью более 2,7 км с максимальным пассажиропотоком в одном направлении до 64 тысяч человек в сутки. Сейчас до воздушных ворот курортной столицы можно добраться за 20 - 25 минут. 
ЭнергоснабжениеСочи всегда был энергодефицитным городом. Благодаря предстоящим Играм в бюджет города поступили средства, позволившие построить две мощные ТЭЦ. И сейчас горожане не испытывают перебои с энергоснабжением.
Олимпийские объектыИз-за сжатости пресс-тура организаторы смогли познакомить журналистов только с объектами Прибрежного кластера, но и того, что мы увидели, было достаточно, чтобы оценить грандиозность и инновационность сооружений.
Все объекты Сочинской олимпиады сгруппированы в два кластера -  Прибрежный и Горный, которые расположены на расстоянии 48 км друг от друга. Между ними всего полчаса езды по новой железной дороге.
Забегая вперед, скажу, что наши гиды довольно часто говорили фразу «впервые в истории зимних Олимпийских игр». К этому оценочному разряду относится единый Олимпийский парк в Прибрежном кластере, расположенный в приморской зоне Имеритинской низменности. Одновременно его смогут посетить около 75 тысяч гостей. В шаговой доступности будут Центральный стадион, где состоится открытие и закрытие Игр, и пять соревновательных объектов: Ледовая арена для керлинга, Ледовый дворец фигурного катания «Айсберг», Большая ледовая арена, Малая ледовая арена и крытый Конькобежный центр. В Прибрежном кластере также будут находиться олимпийская деревня, крупный медиацентр, тематический развлекательный парк, повышенной комфортности гостиничные комплексы. 
Сейчас, чтобы представить, какими эти объекты будут, требуется напрячь воображение. Олимпийская строительная площадка напоминает мегамуравейник, почти круглосуточно находящийся в движении.
- Здесь изменения происходят ежедневно, - воодушевленно рассказывает наш гид Евгения Бочарникова. - Стройка не останавливается ни на минуту. Привлечены серьезные строительные организации из России с проверенной деловой репутацией - профессионалы своего дела. 
Издалека привлекает внимание внушительный сине-голубой объект: ни дать ни взять огромная глыба льда. Это Ледовый дворец фигурного катания «Айсберг». Первое впечатление от внутреннего вида арены: грандиозно! Высоченный купол (рабочие на верхних фермах снизу смотрятся как гномики), просторный каток, множество трибун. 
- Но не это главное, - говорит представитель «Олимпстроя». - В проекте используется много инновационных решений. К примеру, конструкция дворца сборно-разборная из металлических деталей - по принципу детского конструктора. Сборка высокопрочными болтами без сварки хороша в экологическом плане: мы не загрязняем воздушную среду вредными продуктами горения от сварочных работ. Качество работ проверяется по трехуровневой системе. Еще одно ноу-хау - обработка металлоконструкций специальным покрытием защищающего свойства. При пожаре оно позволяет продлевать огнестойкость металла на 4 часа.
Вместимость дворца - 12 тысяч зрителей. Во время Олимпиады здесь будут проводиться соревнования по фигурному катанию. После Игр планируется перепроектирование под велотрек. Кстати, первой лед опробовала неоднократная олимпийская чемпионка в танцах на льду Татьяна Навка. Оставив на нем коньками автограф, оценила каток положительно: комфортно, уютно, замечательно.
Космических размеров серебряная капля - это Большая ледовая арена вместимостью 12 тысяч человек. Во время Игр здесь будут проводиться баталии по хоккею с шайбой. Как и все здешние сооружения, эта арена также имеет оригинальное архитектурное решение, возводится по уникальным технологиям. К слову, Казань тоже внесла свою лепту в ее строительство - поставляет металлоконструкции и стекло на оформление наружных стен.
Центральный стадион «Фишт» (в переводе «гора») - единственное сооружение, которое во время Игр будет задействовано лишь четырежды - во время торжественного открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр. После здесь расположится тренировочный спортцентр национальной сборной по футболу России, будут проводиться футбольные матчи. Журналисты гадали, что напоминает возводимая конструкция. Мнения разделились: кто-то утверждал, что это космический корабль, а кому-то она напомнила морскую ракушку. К слову, здесь тоже применили инновационные технологии, позволяющие надстроить защитные купола над трибунами. Это необходимо, потому что море всего в сотне метров. В Сочи не всегда бывает комфортная погода, особенно зимой. Что касается защиты, то все олимпийские сооружения строятся повышенной сейсмоустойчивости. 
- Случается, нас трясет, - обыденно говорит Евгения Бочарникова. - Позавчера только трехбалльное землетрясение произошло. Район-то горный.
Олимпийское наследиеНаследие Казанской универсиады-2014 уже известно. Все спортивные сооружения, которые почти уже возведены и эксплуатируются, будут в дальнейшем использоваться по назначению - в них станут заниматься простые горожане, студенты и школьники. 
В Сочи такое предназначено единичным объектам. Олимпийская деревня - инвестиционный проект известного бизнесмена Дерипаски. После Игр здесь будет гостиничный комплекс. Ледовая арена для керлинга разберется и перенесется в качестве тренировочной базы в один из регионов России. То же самое случится с Малой ледовой ареной. В Конькобежном центре обустроится торгово-выставочный центр. Такая же роль предстоит медиацентру. В Большой ледовой арене предполагается открыть многофункциональный спортивный, концертный и развлекательный центр. 
НапоследокЗа окном такси прощально мелькало голубое Черное море. Таксист, глядя в зеркальце на наши восторженные лица, снисходительно улыбается: «Зимой приезжайте - разонравится Сочи: холодно и пустынно».
Не знать ему, что Игры 2014 года как раз призваны способствовать превращению Сочи из летнего курорта, популярного в основном среди россиян, в круглогодичный курорт мирового уровня.

КВ
Лента новостей