Станут ли газетные киоски точками читательского притяжения?

news_top_970_100

 Фото: © Фарит Муратов

В минувшем августе в редакции «Казанских ведомостей» прошел круглый стол, посвященный проблемам сетей розничной продажи печатной продукции. 

Его участниками стали директор ООО «Агентство торговли» Зуфар Хакимзянов, ИП Марат Мельников и директор сети магазинов периодических изданий Daily Игорь Терехин. В роли модератора встречи выступила президент Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции PT, главный редактор «КВ» Венера Якупова.

По результатам дискуссии была опубликована статья в выпуске «КВ» №121 от 22 августа 2024 года. На этой неделе в редакцию пришел отзыв на него от одного из постоянных читателей и авторов нашей газеты.

Интересно было познакомиться с материалами круглого стола с участием представителей татарстанского рынка печатной продукции. Действительно, проблема того, что точки по продажам газет, журналов и книг находятся под угрозой исчезновения, весьма актуальна. 

Но в большей степени привлекло мое внимание то, с каким упорством, достойным лучшего применения, участники дискуссии оперировали категориями «бизнес», «прибыльность» и так далее. Разумеется, если мы смотрим на эту сферу исключительно как на потенциальную область приложения чьих бы то ни было частных инвестиций, тут же возникает ряд сомнений в том, что потенциальная прибыльность сможет привлечь частные деньги.

С другой стороны, есть же возможность посмотреть на это и с точки зрения, если угодно, социальной. В конце концов, есть некие элементы социальной инфраструктуры, которые, безусловно, необходимы. И при этом никто не требует их категорической прибыльности и даже рентабельности. Например, более чем удавшийся проект реновации библиотек в Татарстане ничего общего не имеет с рыночными категориями. Но ведь на этом основании никто не стал от него отказываться. И библиотеки превратились в новые точки культурной жизни, стали даже чем-то бóльшим, нежели просто место, где берут и отдают книги. Здесь проходят и лекции, и мастер-классы, и встречи с писателями.

Причем затрагивают эти мероприятия практически все возрастные группы - от детсадовцев до пенсионеров. Говорю это абсолютно ответственно, на основании своего опыта регулярных визитов, например, в библиотеку «Гаилә».

Так почему же не воспринимать те же газетные киоски не на уровне ларьков с шаурмой, а как нечто большее и более важное? Еще раз повторюсь - все-таки эти точки являются своего рода частью необходимой для города инфраструктуры. И при таком подходе, полагаю, можно уже оперировать несколько более широким понятийным аппаратом, а не только банальными категориями «выгодно - не выгодно». Музеи, театры, библиотеки не являются объектами извлечения прибыли в подавляющем своем большинстве. Но при этом мы же не ведем дело к неуклонному их сокращению. Да, возможно, это не будет столь помпезным проектом, как открытие нового театра или новой дороги. Но, кстати, и в дорожном строительстве есть удачные примеры концессионного подхода - почему бы их не применить и здесь?

И возможно, это станет (конечно, при подходе, соответствующем нашей высокотехнологичной эпохе) еще одним успешным социальным проектом. Так же, как и библиотеки, - сравните, сколько там было читателей совсем недавно и сколько людей ходят туда сейчас. Чтение таким образом становится популярным, если хотите, модным. Так почему бы подобными точками притяжения не сделать и киоски?

Антон БОРОВИКОВ

news_right_column_240_400
news_bot_970_100