Старейший автомобилист Казани любит трассу, скорость и любую работу

78-летний автовладелец бюджетной иномарки, в прошлом профессиональный водитель Рафик Гандалифович Субханкулов принадлежит к числу тех людей, о которых говорят: «Это человек, не имеющий возраста».

news_top_970_100

Возрастной нарушитель

Благородная седина ему только к лицу. Она лишь подчеркивает блеск его молодых голубых глаз, наш герой строен и подтянут. Когда легкой походкой Рафик Гандалифович появился у нас в редакции со своей очаровательной супругой Гульсинур Накиповной, с которой они прожили вместе четверть века, мы не смогли скрыть восхищения. Неужели так может выглядеть мужчина, можно сказать, накануне своего восьмидесятилетия? В чем же секрет его активного долголетия?
- Я сам по себе энергичный, а за рулем еще энергичнее, - лаконично ответил он. - А еще не могу без работы.Старейший автомобилист Казани - просто находка для журналиста. На вопросы отвечает четко, кратко, с юмором, приводя потрясающие примеры из своей долгой и весьма насыщенной жизни. Познакомились мы с ним по телефону. Старейший подписчик нашей газеты позвонил в редакцию и попросил нас стать... судьями в его конфликте с ГИБДД. По его словам, от этого серьезного ведомства он недавно получил уже несколько «писем  счастья» за превышение скорости на трассе, идущей в сторону Лаишево. - Вам скоро восемьдесят, но вы ездите по трассе и получаете штрафы за превышение скорости? - не поверили мы. - Тогда мы срочно едем к вам!
- А зачем ко мне приезжать, - спокойно ответил Рафик Гандалифович. - Я сам к вам приеду. И уже через день мы погружались в подробности дорожных проблем этого возрастного «нарушителя скоростного режима».      

Пенсионер и гаишники

- Вы до сих пор ездите по трассе. Нет ли чувства страха?
- Нет, я получаю только удовольствие. По трассе один раз в неделю езжу к теще в сторону Лаишево. А на днях вернулся из Башкирии, где когда-то жил. Как-то мы с женой ездили на юг на годовалой «Оке». Впечатления незабываемые! Фура идет навстречу на скорости и так нашу «Оку» раскачивает, что ее с трассы почти ветром сдувает. Но до места и обратно добрались без приключений, - смеется водитель.   - Значит, с утверждением медиков, что после 70 лет садиться за руль не стоит, вы не согласны? Как же проходите медкомиссию?
- Спокойно, недавно прошел медкомиссию, как обычно. Со зрением проблем нет, только немного со слухом. У меня права до 2019 года, - продемонстрировал нам ветеран свое водительское удостоверение. - Профессиональный водитель, он до смерти водитель.  - А как ведут себя инспекторы ДПС, когда видят перед собой столь почтенного водителя?
- В позапрошлом году ехали с мы женой и родственниками на юг. Шел я на трассе, каюсь, с превышением скорости. Меня остановили, показали превышение скорости и долго удивлялись, как пенсионер может так ездить.  - Доводилось ли попадать в ДТП?
- Единственный раз за все свои шестьдесят с лишним водительских лет попал в прошлом году в ДТП не по своей вине на улице Даурской. Водитель-нарушитель сразу признал, что он виноват, и выплатил мне потом компенсацию, на которую я отремонтировал свою пострадавшую машину.- Как ориентируетесь в городе и есть ли у вас навигатор?
- Да, навигатор мне подарили, но я им не пользуюсь, он в коробке лежит. А ориентируюсь я по Казани прекрасно. Пробки вот только не люблю. Из-за них к вам на пять минут опоздал.

Воспоминания

Родом наш герой из Челябинской области. За руль сел в детстве. Учился ездить на полуторке. Водительский стаж - 61 год. Подрабатывал на автомобиле уже с 17 лет,  заменяя дядю в такси на «Победе». После получения прав работал на грузовике «ЗиС-5». Потом были чешские грузовики «Шкода» и «Татра». Затем стал начальником снабжения в одной местной автотранспортной конторе. Переехал в Казань. Всего за свою долгую жизнь работал на четырех  предприятиях. И всегда его дело было связано со снабжением и транспортными перевозками. Предмет особой гордости водителя - премия за доставку меховых изделий на Север.- Свою первую машину помните?
- А как же, «Москвич-401». Потом были «ГАЗ-67» и «ГАЗ-69», «ГАЗ-21» и «ГАЗ-3110 Волга», «Лада-21099», «Ока» и вот последняя - «Рено Логан». Но я приверженец отечественного автопрома. Считаю, что наши современные модели ничуть не хуже. Самая любимая у меня - «Волга ГАЗ-21». С ней связано много воспоминаний. Это наша семейная реликвия. Она у меня с 1965 года, до сих пор на ходу. С ней я представлен в казанском клубе ретроавтомобилей. С ней участвую в традиционных заездах в честь Дня Победы, ретрозаездах и выставках старинных автомобилей. Каждые праздники выезжаю на своей «Волге». Также мы часто совершаем автопробеги по Татарстану.- Ваше мнение, не пора ли и в Казани открыть музей транспорта, как на Западе, раз у горожан такой огромный интерес к старинной автомобильной технике?
-  Да, такой музей нам бы точно не помешал.Упоминание о Дне Победы вызвало у Рафика Гандалифовича такие воспоминания: - В 1939 году мы провожали всей семьей отца на финскую войну.  Потом пришли три похоронки... Мы уже отца оплакали, но один раз приходим с матерью и братом на рынок и встречаем там гадалку. Причем не цыганку, а сербиянку. Она сказала матери, чтобы не выходила замуж второй раз, мол, твой муж жив и скоро вернется. А вот сын умрет в 20 лет. Мы оторопели... Мне она посулила смерть в 63 года. Насчет меня ошиблась, раз я до сих пор жив, а вот отец действительно вернулся. На финской войне он попал в плен, за который потом получил срок, был реабилитирован только в 1956 году. Умер отец в 82 года. А вот брат действительно погиб в 20 лет на велогонках... Когда мне исполнилось 63 года, я всю неделю пил, ожидая своей смерти. К счастью, гадалка ошиблась. Но действительно, в 63 года умер двоюродный брат. А вопрос о семье вызвал хитрую добрую улыбку. По словам нашего героя, Всевышний не запрещает иметь четырех жен, если можешь их прокормить. Но у него их только три. С последней в мире и согласии они живут уже 25 лет.  Все дети - две дочери и сын - тоже за рулем, как и внуки. Автомобильная династия, одним словом.

Главный совет

- Кстати, как вы относитесь к женщинам за рулем?
- Есть женщины-водители, которые похлеще мужчин водят машину, таких уважаю. А некоторые встанут в левый ряд и плетутся, это мне не нравится. Когда я работал на чешском грузовике «Татра», то заметил, что у него постоянно перегревается мотор. Пришлось вызывать экспертов с завода-производителя. Приехала дама-чешка, которая так лихо села за руль и развила на грузовике такую скорость, что мы все рты пораскрывали. Оказалось, проблема не в грузовике, а в наших дорогах. Когда «Татра» идет со скоростью под 100 километров, проблем с перегревом не возникает.Остается только добавить, что до сих пор наш герой не только водит машину, но и продолжает работать. На пенсии он не сидел дома ни одного дня! Активно работал в ТСЖ, а с декабря прошлого года трудится в охране - дежурит там сутки через двое. И никогда не спит на работ: не привык. Потому что считает, что на работе нужно работать, а не спать. - Рафик Гандалифович, какой бы совет вы дали молодым водителям?
- Сейчас довольно сложно на дорогах. Поэтому нужно максимально соблюдать ПДД - вот что главное и мой главный совет.

news_right_column_240_400