- Это уникальное предложение действительно только до конца месяца, успейте, - негромко бормотал телевизор.
- Ага, конечно, прям побежал, - лениво переругивался с ним Василий Михайлович.
Мужчина лет 75 сидел в глубоком кресле перед телевизором, закутанный в шерстяной плед, попивая чай с лимоном из большой кружки. Ему было хорошо и спокойно, когда эту идиллию нарушил телефонный звонок.
Василий Михайлович нехотя потянулся за телефоном. На экране был незнакомый номер.
- Слушаю, - сказал Василий Михайлович в трубку.
- Папа, у меня проблемы, помоги! - тараторил испуганный голос.
- Что случилось? - голос мужчины стал обеспокоенным.
- Я сбил человека! - голос в трубке стал почти истеричным. - Пап, я боюсь, я не хочу в тюрьму!
Потом в трубке замолчали.
- Здравствуйте, у вашего сына серьезные проблемы, - через несколько секунд заговорил уже другой голос, спокойный и уверенный. - Он сбил пешехода, его могут за это посадить.
- Это очень плохо, - согласился Василий Михайлович. - Я могу как-то помочь ему?
- Ну да… Мы можем замять ситуацию, договориться с потерпевшим. Это будет стоить 120 тысяч.
- У меня столько нет, - сокрушенно сообщил старичок.
- Хм, возможно, мы сумеем договориться за меньшую сумму. Сколько у вас есть?
- На карте только 80 тысяч.
Обладатель голоса в трубке как будто задумался.
- Хорошо, пусть 80.
- Извините, а можно вопрос?
- Слушаю.
- Вы в какой колонии сидите - двойке или пятерке? - с откровенным ехидством спросил Василий Михайлович. - Совсем стариков за идиотов держите?! Нет у меня никакого сына!
Не став выслушивать ответные ругательства, мужчина положил трубку. Настроение у него слегка приподнялось.
Так уж получилось, что ни в детстве, ни в юности Василию Михайловичу не доводилось встречать мошенников. Напротив, в основном его окружали исключительно честные люди. Коммуналку, в которой он жил до того, как его семье выделили отдельную квартиру, мужчина всегда вспоминал с теплотой. В отличие от некоторых других домов там не нужно было прятать от соседей продукты, никто не таскал друг у друга дрова. Можно было даже попросту забыть утром в прихожей кошелек, а вечером вернуться и обнаружить, что в нем не пропало ни копейки.
Жулики представлялись Васе карикатурными персонажами с агитплакатов: суетливыми, с бегающими глазками и неприятными чертами лица. Или цыганами, обитавшими на рынке. Нет, конечно, когда он вырос, ему пришлось столкнуться и с воровством, однажды его даже ограбили. А вот с мошенниками довелось познакомиться уже в довольно зрелом возрасте, после развала СССР. Впрочем, и тогда Василий Михайлович сумел освоиться в новых реалиях, пусть и не без нескольких неприятных уроков.
Однажды днем в квартире Василия Михайловича раздался звонок. Поначалу старичок не хотел подходить к двери - он давно не имел привычки открывать ее, если не ждал никого из знакомых. Но потом вспомнил, что недавно в соседний двор приезжал грузовик с картошкой, и решил поинтересоваться, не ее ли ему хотят предложить.
- Кто? - спросил он, подойдя.
- Газовая служба, - раздалось в ответ. - Проверка дымоходов.
- Подождите немного.
Спустя пару минут Василий Михайлович открыл дверь и увидел молодого парня в спецовке. Тот быстро показал удостоверение и вошел.
- Проходите на кухню, - сказал ему Василий Михайлович.
Паренек почиркал зажигалкой у дымохода и с задумчивым видом сообщил:
- Плоховато тянет.
- Правда? - удивился Василий Михайлович. - А я и не замечал.
- Так и газом можно отравиться, - серьезно продолжал молодой человек. - Давайте я вам газовый анализатор поставлю. Он пищит, если в комнате утечка.
- Ой, наверное, дорого, - расстроился старичок.
- Ну, 5 тысяч, а если еще и от дыма датчик поставить, то вместе со скидкой 7 выйдет, - доложил газовщик. - Вы, конечно, думайте, но учтите, что со следующего года их по закону нужно обязательно будет ставить. Вот смотрите, как он работает.
Парень открыл кран газовой плиты и стал держать над ней прибор, но ничего не происходило.
- Наверное, батарейки сели, - расстроился газовщик.
Откуда ему было знать, что хозяин дома перекрыл газ?
- Даже не знаю, - задумался Василий Михайлович. - Скажите, а вашу маму огорчило бы, узнай она, чем вы занимаетесь?
Паренек на секунду растерялся.
- Твоей тарахтелке 500 рублей красная цена, - спокойно заметил старичок. - Ты куда же так заторопился, дорогой, а участкового кто дождется?
Избежать встречи с правосудием лжегазовщику все же удалось: участковый Валера с неудовольствием заметил, что подобная спекуляция по завышенной цене не по части полицейских.
Больше всего на свете Василий Михайлович презирал проходимцев, совсем не похожих на мошенников, вызывающих доверие и создающих стойкое впечатление человека честного и порядочного. По опыту 90-х мужчина знал, что именно такие люди с голливудской улыбкой на лице оставили полстраны без накоплений да и в целом были куда опаснее воров и некоторых грабителей, разве что вместо ножа они предпочитали использовать авторучку…
Как-то раз на пороге квартиры Василия Михайловича оказался именно такой персонаж: в приличном костюме, гладко выбритый и хорошо подстриженный. Он широко улыбался.
- У меня есть для вас подарок, - радостно сообщил он, держа в руках коробку то ли с утюгом, то ли с феном.
- Правда? - озадаченно спросил хозяин квартиры. - Позвольте взглянуть.
- Конечно, конечно, - протянул коробку улыбчивый молодой человек. - Все, что вам нужно для его получения, это…
Договорить он не успел.
- Спасибо! - сказал ему Василий Михайлович и захлопнул дверь, захватив с собой коробку.
Парень озадаченно посмотрел на дверь пару мгновений, а потом яростно забарабанил в дверь.
- Откройте!
- Зачем? - удивился старичок.
- Верните коробку!
- Вы же сами сказали, что это подарок, - невозмутимо заметил Василий Михайлович.
- Да ты что, старый хрен, совсем берегов не видишь?! - наконец показал свою истинную натуру улыбчивый парень в хорошем костюме. - Отдавай по-хорошему, а то ментов вызову.
- Не получится, я им уже первый позвонил, - спокойно отозвался мужчина.
В тот вечер он крепко обиделся на участкового Валеру. Старичок никак не мог понять, почему он должен был возвращать трофейный утюг… Утешало то, что улыбчивого парня задержали до выяснения. Впрочем, унывать Василию Михайловичу было некогда. По телевизору он увидел сюжет о мошенничестве с недвижимостью, нужно было сходить в МФЦ и написать заявление о запрете сделок с продажей квартиры без личного участия собственника.