СТЕНОГРАФИЯ - ЭТО ГРАФИКА СТЕН?

Два огромных глаза в упор смотрели на меня с бетонной стены, сиявшей всеми цветами радуги. Вытянувшаяся вдоль железнодорожного полотна серая полоса бетонного ограждения местами напоминала своеобразную галерею.

news_top_970_100

Рисунки - от незамысловатых двуцветных надписей, выполненных в характерной объемной манере, до сложных композиций, поражающих обилием образов и разнообразием оттенков, - сразу же бросаются в глаза пассажиру пригородной электрички, следующей от Казани в сторону Юдино.

Граффити - так называют подобные творения, выполненные на стенах при помощи аэрозольных баллончиков с цветными красками. Возникло это настенное искусство сравнительно недавно, и его по праву можно назвать детищем больших городов. Именно в гигантских мегаполисах, среди однотипных коробок из стекла и бетона впервые зародилась потребность художника выплеснуть свои мысли и чувства на серость обыденной городской жизни.

Игорь один из тех, кто, по мнению благопристойного обывателя, «пачкает» краской стены вместо того чтобы заниматься серьезным делом. На вид маэстро лет двадцать. Забрызганная краской ветровка, побелевшие на коленях «джины», на голове - платок-бандана. Дополняют «прикид» дымчатые очки и сверкающая в ухе серьга. Все это в сочетании с курчавой бородкой придает ему вид некоего нигилиста от искусства, свободного художника, дерзко попирающего каноны традиционного монументализма.

Как сказал мне Игорь, граффити для него не просто способ самовыражения, а своего рода философия, в которой проявляется стремление души, скованной цепями большого города, обрести свободу, в том числе свободу творчества.

Игорь занимается граффити не первый год, знаком со многими художниками. У каждого из них свой стиль, свой почерк, свои приемы. Для начинающих характерны простые рисунки, выполненные, как правило, в двух цветах, незаконченность отделки и другие «погрешности» почерка. Руку опытного мастера можно узнать сразу не только по сложному сюжету рисунка, но и по тому, как умело подобраны и размещены краски, способные оживить бездушные закоулки каменных джунглей современного города.

Безусловно, к искусству граффити можно относиться по-разному: кого-то оно раздражает, кто-то, напротив, принимает его, причем нередко в самых необычных формах. Одно время среди столичных новороссов большим успехом пользовались разрисованные под граффити старые помятые кузова побывавших в авариях автомобилей - за одну лишь дверцу иномарки, украшенную затейливым рисунком, московские и питерские толстосумы платили от ста пятидесяти до двухсот баксов. Впрочем, это уже из области коммерческих отношений.

Есть ли у граффити будущее? Наверное, не стоит ставить вопрос так категорично. Достаточно сказать: оно существует, и это факт, от которого не отмахнешься. Будет ли оно востребовано завтра - покажет время.

Артем СУББОТКИН.

news_right_column_240_400