Стоимость водки с 1 июля вырастет почти на треть

Согласно приказу Росалкогольрегулирования минимальная розничная цена поллитровки составит 125 рублей. Пропорционально подорожает и другое крепкое спиртное. Бутылка коньяка 0,5 литра будет стоить не меньше 219 рублей, бренди - не меньше 190 рублей.

news_top_970_100
Автор фото: http://telegraf.by

Также с 1 июля увеличивается цена закупки спирта для производителей алкоголя - она составит 350 за дал (равен десяти литрам) против действующих 280 рублей, пишет «Коммерсантъ». Кроме того, в России запланирован рост акцизов на алкоголь. В настоящее время сбор составляет 300 рублей за литр. В 2013 году акциз планируется поднять до 400 рублей, в 2014 - 500 рублей, в 2015 году - 600 рублей за литр.

Так что через полгода стоит ждать нового повышения цен в магазинах - минимальная стоимость водки в рознице вырастет до 190 рублей. В конце апреля глава Росалкогольрегулирования Сергей Чуян заявлял, что минимальная цена на водку должна вырасти в России до 250 рублей. Но это ожидается только к 2015 году.

Конечно, наши люди пить меньше не станут, по крайней мере все и сразу, зато государство получит солидную прибавку в бюджет. С другой стороны власти постоянно заявляют, что рост стоимости алкоголя – мера прежде всего оздоровительная, она призвана снизить потребление спиртного в стране. Достигнет ли она цели?

Стоит перенестись на сто лет назад. С августа 1914 года в России ввели частичный сухой закон. Император Николай II запретил продажи спирта, вина и водки до окончания военного времени. Что касается преступности и смертности среди гражданского населения, то до 1916 года все научно-статистические исследования показывали – запрет алкоголя принес только благо. Правда, вскоре случилась революция…

В Советском Союзе продажа спиртного всегда была одной из важных составляющих плановой экономики, а в годы повального дефицита лишь водка позволяла вернуть в оборот выданные работникам деньги (из рук - в банк и обратно). И все же с пьянством пытались бороться.

В брежневские времена была предпринята первая антиалкогольная кампания. Началась она с публикации в мае 1972 года постановления ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Цена за простую поллитровку выросла с 2 руб. 87 коп. до 3 руб. 62 коп. Продажу спиртных напитков ограничили по времени - с 11.00 до 19.00, из фильмов вырезали сцены бурных возлияний… Однако сложная экономическая ситуация второй половины 70-х потребовала вернуть водку в широкий товарооборот. А заодно и цены на нее поползли вверх.

Наряду с крепкими спиртными напитками возросло производство разливного пива и крепленых вин. В Казани доходило до того, что плодово-ягодные вина продавали прямо на улице перед магазинами – вместе с огурцами и арбузами. Некоторые стоили меньше рубля за поллитра. И купить их мог любой школьник.

1 июня 1985 года вступил в силу указ президиума Верховного Совета СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения». Алкоголь теперь продавали с 14.00 до 19.00 и только в специализированных магазинах. Могли его купить только те, кому исполнился 21 год. Производство спирта и виноматериалов резко сократили, виноградники уничтожали, пьянки в общественных местах запрещались. Многие помнят «трезвые» комсомольские свадьбы, где вино разливали по чайникам и пили чашками, не чокаясь.

По всей стране поползли гигантские очереди, охраняемые нарядами милиции (иначе винные магазины просто разнесли бы!), потом на спиртное пришлось вводить талоны… Ту неудавшуюся кампанию до сих пор связывают с именем М.С.Горбачева, хотя указ готовили задолго до его вступления на пост генсека. И цены на нефть катастрофически упали на мировых рынках вовсе не потому, что Михаил Сергеевич провозгласил перестройку. Наверное, все так трагически совпало, но в результате рухнула советская империя, о которой многие в России до сих пор вспоминают с ностальгией.

С пьянством и алкоголизмом, безусловно, надо бороться. И не одним повышением цен… И нет нужды выдумывать велосипед. Главными стимулами трезвого образа жизни всегда были повышение благосостояния народа, личной заинтересованности в результатах труда, наконец, вовлеченности в общественную и политическую жизнь граждан.

Но это уже тема для другого материала.

 

Справка

Обращение Общества врачей-трезвенников и Постоянной Комиссии по борьбе с алкоголизмом при Русском Обществе охранения народного здравия

«Высочайше утвержденным Положением Совета Министров 27-го сентября 1914 года предоставляется городским думам и сельским обществам, а Положением 18 октября 1914 года кроме того и земские собраниям на время войны право запрещать торговлю всеми спиртными напитками в местностях, находящихся в их ведении. Передавая это право общественным самоуправлениям, Правительство тем самым снимает с себя в значительной мере ответственность за направление политики народного отрезвления и возлагает таковую на местные самоуправления. При такой ответственности и вместе с тем при возможности сыграть важнейшую роль в вопросе, обусловливающим в весьма значительной степени счастие и благосостояние родины, самоуправлениям предстоит беспристрастно взвесить все течения общественной мысли об этом предмете и решив, какие из них диктуются заботой об общем благе, а какие — частными интересами, приняв ряд мер, коими наилучше ограждалось бы общее благо, а частные интересы допускались бы лишь постольку, поскольку они ему не противоречат.

 

Специально занимаясь вопросом об алкоголизме во всей полноте в течение 17-ти лет, Постоянная Комиссия по вопросу об алкоголизме, состоящая при Русском Обществе охранения народного здравия, выработала ряд положений, которые считает своим долгом передать широкой гласности в этот исторический момент, небывало благоприятный для осуществления полного отрезвления русского народа.

 

Вкратце формулируя выводы своих работ, Постоянная комиссия утверждает:

 

1. Алкоголь, по природе своей, вещество наркотическое, как в чистом виде, так и в различных разведениях (водка, пиво, виноградное вино) проявляет неизменно свое ядовитое действие на живой организм, действуя в конце-концов парализующим образом на все клетки и ткани, в особенности же на наиболее живые и деятельные из них (нервную систему, половые клетки и пр.)

 

2. Как вещество ядовитое, алкоголь никаким разведением не может быть причислен к укрепляющим или питательным продуктам и вообще не должен считаться в каком-либо отношении необходимым или полезным для нормального организма.

 

3. Многочисленными строго научными опытами и наблюдениями установлено, что все отправления организма (питание, рост, размножение, физическая и умственная работа, самозащита от болезней и неблагоприятных физических влияний) протекают лучше при полной трезвости и, наоборот, даже так называемое умеренное потребление спиртных напитков ослабляюще влияет как на отдельные организмы, так и на все общество, усиливая болезненность, смертность, преступность, наклонность к самоубийствам, бедность, недовольство и прочие отрицательные явления.

 

4. Ни теоретически, ни практически невозможно указать предельную дозу алкоголя или степень его разведения, которая была бы для организма безвредною, а потому — вне специальных врачебных назначений; никакие алкогольные препараты и спиртные напитки не могут быть рекомендованы ни отдельным людям, ни обществу.

 

5. Если у известного лица сказывается как бы потребность в алкогольных напитках, то это указывает на образовавшиеся недочеты в его физической и душевной жизни. Поощрение такой «потребности» является особенно рискованным и опасным.

 

Кроме того, если отдельные лица могут без заметного вреда справиться с небольшими и однократными приемами спиртных напитков и не пойти по пути постоянного их употребления (каковое употребление уже всегда заметно вредно), то массы людей удержаться на таких ступенях потребления не могут и, начав хотя бы с очень небольшого потребления, переходят на явное уже для всех злоупотребление.

 

Этими выводами из области индивидуальной и общественной гигиены и патологии, а также всей мировой практикой антиалкогольного движения диктуются нижеследующие меры для борьбы со стремлением людей одурманить себя наркотическими веществами (в частности — алкоголем), стремлением, которое не может быть признано ни физиологически необходимым, ни социально желательным, ни нравственно оправдываемым.

 

Как первый шаг к отрезвлению — необходимо затруднить возможность получения ядовитого продукта; отсюда — необходимость всех ограничительных и запретительных мер, из которых наиболее рациональной является полное изъятие всех спиртных напитков, как предмета потребления, из производства и продажи (вне аптек). Как показал блестящий и грандиозный опыт запрещения, произведенный в России с начала войны 1914 года, такая система радикального насаждения трезвости заключает в себе еще меньше отрицательных сторон, чем это ранее предполагалось, она вполне совпадает с желаниями массы населения, которое за ? года настолько уже привыкло к ней, что нравственно нелегко бы с ней рассталось, а потому нет никаких разумных оснований отказываться от этой системы — полного запрещения всех спиртных напитков.

 

Но если не принять еще и других мер, направленных против первопричин пьянства, то одними запретительными мерами уничтожить упомянутого нездорового стремления людей к одурманиванию, конечно, нельзя; иначе говоря, полное запрещение — мера безусловно необходимая, но еще не достаточная.

 

К ней необходимо присоединить все меры, направленные к устранению неудовлетворенности жизнью, недовольства, угнетенного состояния, как индивида, так и массы; различные мероприятия, содействующие созидательному отношению к жизни, развитию высших проявлений ее — религиозности, нравственности, эстетических, поднятию чувства собственного достоинства и гражданского самосознания, а также повышению экономического благосостояния, масс.

 

Таким образом, в программу отрезвления помимо запретительных включаются меры культурно-просветительные, экономические и прочие;

 

в частности же необходимо:

 

1. Специальное противоалкогольное образование, школьное и внешкольное, как для широких кругов, так и в особенности для учащих (курсы, лекции, противоалкогольная литература, учебные пособия и пр.)

 

2. Содействие организациям борьбы с нетрезвостью, а также всех организаций, которые преследуя цели просвещения, развлечения и отвлечения от пьянства, включает тем самым трезвость в свою программу (спортивные, певческие, обще- и специально-образовательные общества, народные дома и проч.) и прежде всего активная деятельность органов самоуправления.

 

3. Беспощадная борьба с тайным производством и продажей спиртных напитков.

 

4. Борьба с питейными обычаями и предрассудками, распространение безалкогольных напитков и введение их в быт и обиход вместо алкогольных.

 

5. Вследствие того, что пьянство искусственно поддерживается материально-заинтересованными в том лицами, например — некоторыми сельскими хозяевами, виноделами, необходимо поощрение производства, перерабатывающих в полезные или безвредные продукты те материалы, которые служат для изготовления спиртных напитков.

 

6. Борьба с алкогольным капиталом должна обратить на себя особое внимание, как местных самоуправлений, так и правительства, и сфера воздействия этого капитала должна быть непреклонно и систематически сужаема.

 

В заключение этой записки, в виду существенной тенденции некоторых элементов выдвигать как способы борьбы с алкоголизмом распространением слабо(?) алкогольных напитков, каковыми при этом считаются пиво и виноградные вина, — последние даже в 16°, — Постоянная Комиссия считает нужным подчеркнуть, что такая политика имеет следующие отрицательные стороны:

 

а) Нет противодействия, а напротив — поощрение стремления людей одурманиваться.

 

б) В конце концов потребляются не меньшие, а большие количества алкоголя (вычисленного на чистый безводный алкоголь), причиняющего большой и непрерывный вред организму.

 

в) Вовлекаются в потребление алкоголя более широкие слои — женщины и дети, что губит будущее страны.

 

г) Расширяется поле деятельности для частного крупного и мелкого капитала, который, культивируя и распространяя алкогольные напитки, завершает алкогольный круг, из коего населению еще труднее выбраться.

 

д) Разоряется еще больше потребитель, так как при установленном стремлении алкоголиков потреблять привычные количества алкоголя, вне зависимости от разведения последнего, потребителю, при переходе с крепких на более слабые алкогольные напитки, приходится дороже оплачивать свою привычную дозу.

 

е) утрачивается нравственная и практическая почва для надлежащей борьбы с тайным производством спиртных напитков и потреблением суррогатов.

 

Следовательно разрешение, а тем более, поощрение производства и продажи виноградных вин и пива (потребление которого и без того уже стало возрастать последние годы), не оправдывается ни нравственными, ни гигиеническими, ни патриотическими, ни социальными соображениями«

 

(Цитируется по статье И.Н. Введенского «Опыт принудительной трезвости 1914-1917 гг»).

news_right_column_240_400