СТРАШНОЕ ДЕТСТВО ВЕРЫ

Судьба у Веры Алексеевны МИГУНОВОЙ удивительная - ребенком она прошла через несколько фашистских концлагерей, среди которых были и самые страшные - Дахау и Бухенвальд.

news_top_970_100

С Верой Алексеевной мы познакомились в отделении дневного пребывания городского центра социального обслуживания населения, где состоялась встреча с женщинами, прошедшими войну.

Она родилась в Ленинграде. Когда началась война, ей было 9 лет. Их семья не успела вовремя эвакуироваться из осажденного города - мама была на последних сроках беременности. Но несмотря ни на что они все-таки решились покинуть Ленинград. Взяли матрас для мамы, телегу и пошли в лес. Выкопали землянку. Было очень холодно - 40 градусов мороза, есть нечего... В таких условиях мама Веры Алексеевны родила мальчика.

Неизвестно, долго ли удалось бы продержаться в зимнем лесу женщине с детьми... Но их поймали немцы. Большую колонну пленных гнали долго. Спали в бараках. Народу было столько, что буквально ногу негде было поставить. Они пытались бежать, но уйти от погони им не удалось. Новорожденный умер через пять месяцев. А девятилетней Вере предстояло провести четыре долгих года в концлагерях.

Рассказывать об ужасах концлагерей трудно даже спустя столько лет. Человеческая память устроена так, что стремится заблокировать тягостные, неприятные воспоминания. Но некоторые эпизоды из памяти не стираются...

Дахау «специализировался» на медицинских опытах над узниками.

- Я помню, лагерь был окружен двумя бетонными стенами и колючей проволокой под током, - вспоминает Вера Алексеевна. - Нас вели туда по мостику, который был переброшен через ров с водой. Привели в большое помещение. Приказали раздеться. Всем. Девочкам, мальчикам, женщинам, мужчинам... Люди сначала стеснялись, кто-то даже шутил... Погнали в баню. Там был такой странный пол под большим наклоном. Потом я узнала, что когда надо было сразу, одним махом уничтожить большую партию пленных, этот пол просто наклонялся и люди падали в глубокую яму.

Постоянные издевательства, унижения... Нас не считали за людей. Мы были для них лишь материалом для экспериментов, как подопытные мыши. Оказывается, человек ко всему привыкает, даже к такому обращению, как будто так и должно было быть.

Гитлер открыто заявлял, что они воспитают такую молодежь, перед которой содрогнется весь мир. Эта молодежь должна быть без жалости, с блеском хищного зверя в глазах. В концлагерях работали именно такие гитлерюгенд - парни и девушки. Причем девушки были более жестокие, безжалостные и хладнокровные.

Знаете, говорят, что фашисты - звери. Это не так. Звери не убивают планово, звери не проводят экспериментов и не ведут дневники о муках своих жертв. А в концлагерях смерть была поставлена на промышленные рельсы. Сначала на живом материале проводились разные опыты, а «отходы» производства эсэсовцы с немецкой педантичностью и бережливостью использовали для создания красивых вещей: из кожи шили куртки, сумочки, туфли, кошельки, абажуры, из волос плели и вязали милые безделушки.

Что помогло девятилетней девочке выжить в таких условиях? Наверное, возраст. Для своих экспериментов эсэсовские медики предпочитали использовать молодых и взрослых людей.

Война для Веры Мигуновой закончилась 28 апреля 1945 года. В этот день узников лагеря освободили американцы. Но путь домой оказался долгим. Русских месяца полтора продержали на карантине. Была очень строгая медицинская комиссия. Каждого человека тщательно проверяли на наличие венерических заболеваний, различных инфекций и болезней.

Потом было долгожданное возвращение в Советский Союз. Но оно оказалось не менее страшным... Взрослые сразу попадали в ГУЛАГ. С детьми, прошедшими через фашистские застенки, власти поступали мягче и гуманнее - им просто перекрывали дорогу в техникумы, институты. Вера Алексеевна вернулась в Ленинград. При поступлении в университет на факультет иностранных языков она пошла на хитрость - в анкете не указала, что была в концлагерях, а написала, что находилась в эвакуации. Закончила университет, вышла замуж, родила сына, работала переводчицей... Муж был военный, и они много ездили по стране. В 1962 году приехали в Казань, и с тех пор наш город стал для них родным. До ухода на пенсию Вера Алексеевна преподавала иностранные языки в КАИ.

Ольга ИВАНЫЧЕВА.

news_right_column_240_400