Те, кто бывал в соседних поволжских и уральских мегаполисах, не дадут соврать: столица Татарстана сегодня - один из наиболее обеспеченных коммерческим пассажирским автотранспортом отечественных городов. При этом мало кто задумывается, что за нынешним относительным благополучием стоит не только деловая предприимчивость частных перевозчиков, но и кропотливая организационная работа специалистов комитета по транспорту и связи при администрации Казани. Впрочем, служебного рвения государственных менеджеров у нас замечать не принято. Куда привычнее обвинять чиновников в бюрократизме или того хуже - попытках мздоимства.
Особенно соблазнительно уличить муниципального управленца во всех смертных, если под контролем его епархии крутятся немалые живые деньги. А уж если и прибыли частного бизнеса напрямую зависят от того, подписал ли чиновник договор на право оказания тех или иных услуг горожанам, у нечистоплотных предпринимателей, кого не подпустили к сладкому пирогу муниципального заказа, так и чешутся язык и руки в попытках «утопить» неугодного госслужащего в помоях обвинений в финансовых махинациях.
Трудно сказать, сколь долго сгущались тучи над головой председателя казанского комитета по транспорту и связи Шамиля Гильманова. Последние три года попытки «разобраться» с этим руководителем предпринимались представителями некоторых аффилированных предпринимательских структур неоднократно.
Подоплека же состряпанного определенными заинтересованными коммерсантами «компромата» достаточно прозаична и предугадываема: помимо обвинений Гильманова в попытках якобы прямого вымогательства у некоторых транспортных бизнесменов крупных денежных сумм анонимные «доброжелатели» акцентировали внимание правоохранительных органов на будто бы неправомерных случаях со стороны председателя комитета постановки машин ряда предпринимателей на маршруты без участия в соответствующих тендерах среди претендентов.
Между прочим, у истоков конкурсной системы на право обслуживания пассажиров стоял городской комитет по транспорту и члены Ассоциации частных автоперевозчиков Казани. Последние три года они совместными усилиями наводили (и навели) порядок на диком до недавнего времени рынке автотранспортного обслуживания горожан. Наверное, далеко не всем «извозчикам», привыкшим работать в этой доходной отрасли без реальной конкуренции, итоги 1-го городского конкурса пришлись по вкусу: не дождавшись начала проведения второго тендера, они воспользовались давно назревшими изменениями в транспортной схеме Казани, чтобы обвинить организаторов в лоббировании личных интересов.
«Аукционы» среди транспортных коммерсантов проводятся по положению не реже раза в год. Организовывать их чаще малореально - для подготовки необходимо сформировать солидные пакеты документов, собрать достаточное количество обоснованных заявок, оформить муниципальный заказ. Но город стремительно развивается, в промежутках между тендерами возникает необходимость оптимизировать пассажирские потоки, открывать новые линии. И казанский транспортный комитет такими правами обладает: по предписанию столичного ГИБДД, распоряжению администрации, решению сессии Казанского Совета и обращению сходов граждан, предпринимателям может предоставляться временное право на обслуживание тех или иных маршрутов. С последующим обязательным открытым участием в ближайших конкурсах.
В настоящее время вне тендеров эксплуатируются три коммерческих маршрута: 168-й из 10-го микрорайона в пос. Северный организован в соответствии с техническим паспортом, подписанным владельцу одним из замминистра транспорта республики, - администрация была вынуждена заключить с предпринимателем договор; 198-й маршрут из пос. Краснооктябрьский в 10-й микрорайон был открыт после обращения схода граждан, решения сессии Казанского Совета и поручения городского штаба по организации выборов в Госдуму РФ. Обе эти линии сейчас выставлены на второй конкурс среди автоперевозчиков; маршрут 170а - экспериментальный. Распоряжение о его организации подписал один из заместителей главы администрации Казани. На этой линии впервые в России за счет владельца внедряется спутниковая автоматизированная система управления транспортом с установкой бортовых комплектов. К тому же маршрут дублирует уже эксплуатирующуюся тем же предпринимателем 170-ю линию.
Остается надеяться, что нынешние «шекспировские» страсти вокруг пассажирских автоперевозок не повлияют на дальнейшее наведение порядка на столичных трассах, внедрение автоматизированных систем управления. Похоже, те, кто ностальгически вспоминает о минувшем коммерческом беспределе, сильно просчитались - усиление контроля, внедрение новейших систем безопасности и повышение ритмичности движения направлены на создание комфортных условий для пассажиров.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.