В небольшом помещении на улице Московской в центре Казани люди разных профессий, возрастов и социального положения строчка за строчкой прошивают очередную партию носилок, которые отправят нашим военнослужащим в зону СВО. Часть мастериц работает на дому. Людей немало, признается волонтер Дарья Лэй, отвечающая за медиасвязь движения, но лишние руки здесь никогда не помешают.
«Вот этот пакет еще возьми, Мира!» – доносится из-за приоткрытой двери волонтерского офиса «Золотые руки ангела», который базируется в офисном здании на Московской,15.
Внутри помещения четыре человека. Три девушки – волонтеры, которые занимаются пошивом носилок, еще один человек – мужчина лет 40. Это водитель, который с минуты на минуту повезет заготовки для носилок в Бугульму. Там их на промышленных швейных машинах прострочат такие же неравнодушные граждане. В помощь им пересылают одну из двух швейный машин. Загрузив грузовик увесистыми пакетами, волонтер Дарья Лэй находит пару минут на интервью.
«Вы застали приход гуманитарной помощи от девочек-волонтеров наших из Бугульмы и Бавлов. Они помогают носилки шить, собирают гуманитарную помощь в городах для госпиталей: простыни, наволочки, распашные трусы… Все присылают, передают носочки теплые, термобелье для бойцов, они шьют носилки – мы им туда отправляем собранные [заготовки для носилок], они отшивают и передают, – рассказывает Дарья. – У нас и здесь есть швеи. Что касается наволочек, простыней, трусов распашных, мы стараемся сразу здесь подготавливать и уже готовые передавать, чтобы швеям было легче».
Основная деятельность добровольцев – пошив тактических носилок для наших бойцов.
«Они [носилки] выдерживают до 200 кг, на них удобно быстро эвакуировать раненых с поля боя. Их также можно использовать для переноски каких-то тяжелых грузов. Размер у них 215 на 90 см, они прошиваются либо штопкой, либо конвертиком, чтобы все крепко было», – говорит собеседница, отмечая, что вес готового изделия составляет не больше 200 граммов.
Материалы для носилок присылают из Москвы. Кроме носилок здесь аптечки, подсумки, коврики для сидения. Ткани для простыней и наволочек привозят казанские магазины тканей.
Рядом со столом для раскройки лежат так называемые саперные «кошки» – это тактический крюк, разработанный для дистанционного разминирования различнеого рода взрывных устройств. Бойцам через волонтеров «Золотые руки ангела» их передают мастера из проекта «Кулибины». Здесь же шьют эвакуационные стропы, предназначение изделий обозначено в самом их названии.
«У многих волонтеров даже нет в семье мобилизованных»
Пошивом и закроем в Казани занимается в среднем 20 человек. По словам Дарьи, у большинства волонтеров среди родных нет мобилизованных.
«Единственная среди нас, у кого [родственника] призвали по мобилизации, Эльмира вот, мы ее зовем Мир», – говорит она.
«Я не именно из-за того, что родственника призвали, пришла. Я начала интересоваться этим [волонтерством], когда Татарстана вообще это коснулось. Тогда я сильно задумалась. Я нашла «Золотые руки ангела» – группу, тогда она была немногочисленная. Не сразу позвонила – были дела, которые надо было доделать. Сейчас могу здесь быть в любое время», – говорит Эльмира.
«Да она тут живет практически», – перебивает ее Дарья.
Многие волонтеры трудятся здесь после работы. На все обучение по сбору носилок уходит всего полчаса. Здесь говорят, что труд – несложный, но кропотливый. Технология изготовления уже отработана.
«У нас девочки кроят и после работы. Иногда бывает так, что нас тут двое-трое. Когда с утра могут прийти 8-10 человек, потом вечером прийти. Многие девушки приходят отдают [готовые изделия] и забирают на дом шить. У многих волонтеров даже нет в семье мобилизованных. Это простые женщины, бабушки-пенсионерки, молодые девушки, девушки постарше с детишками маленькими. Есть 11-классница, она кроит после уроков», – говорит Дарья.
Многие из волонтеров узнают о движении через «сарафанное» радио. Есть много волонтеров из числа прихожан храмов. Кроме прочего они несут в качестве помощи теплые носки, иконки, перчатки и медикаменты.
«Нужно и то, и другое, – отвечает Дарья на вопрос, что нужно больше руки или гуманитарная помощь. – Нужны швеи, кто может здесь шить, может, у кого-то дома есть машина швейная, может, кто-то в ателье работает, на работе во внеурочное время будет что-то шить. Потому что запросы очень большие поступают. Мы собирать быстро можем достаточно: в день 65 носилок можем собрать, но нужны люди, которые их будут отшивать. У нас мало швей. Они ночами шьют, чтобы как можно больше мы могли передать».
Волонтеры в постоянном контакте с военным руководством. Последние информируют о потребностях мобилизованных ребят.
«Мы передавали на днях [помощь], «Барс 13» [добровольческий отряд] приходили, забирали. Они узнали, что нужно у ребят, и забрали 15 комплектов подсумков, 20 балаклав, тактические сидушки», – перечисляет Дарья, слова которой перебивает вошедший в помещение мужчина лет 50.
«Что нужно разгружать?» – спрашивает мужчина, который представился Олегом.
«Вы немного опоздали. Уже на сегодня все загружено», – отзываются волонтеры, которые, впрочем, не спешат отпускать вновь прибывшего.
«Кофе не нужен, нужны механические часы»
Со списком необходимого для военнослужащих можно ознакомиться на сайте волонтерской организации. Сами же волонтеры просят не приносить кофе.
«Часто приносят кофе. Да, он бодрит бойцов, но и сильно обезвоживает. А там [в зоне СВО] есть проблемы с водой. Лучше не надо кофе. Нужны влажные салфетки, антисептики. Проблема с водой большая, – рассказывает собеседница. – Нужны самые простые, не очень дорогие механические часы. Даже в тактических целях, чтобы ориентировать, где находится противник – на три часа, на шесть и т.д. Чтобы ориентироваться. Нужны фонарики. Мы все это передаем командирам, а они передают тем, кто сейчас уходит».
Из продуктов питания предпочтительнее те, что можно быстро приготовить. В идеале – просто разбавив кипятком.
«У них не всегда есть возможность сварить еду. В Челнах девочки придумали сухой вариант борща, чтобы ребята только кипятком его залили и поели», – говорит Дарья.
В ближайшее время волонтеры согласуют с командирами военнослужащих новые списки действительно необходимых бойцам вещей.
«Многие сладости несут, это хорошо, спасибо. Но есть вещи, которые, правда, очень необходимы», – говорит Дарья.