СТРОИТЕЛЬ «ЗВУКОВЫХ ДВОРЦОВ»

Недавно в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся сольный концерт пианиста Рината ШАКИРОВА. В этом концерте прозвучали произведения Бетховена, Шопена, Прокофьева и сюита Шакирова из музыки балета Яруллина «Шурале». В прошлом сезоне этот талантливый музыкант дал сольный концерт в престижном Большом зале филармонии северной столицы.

news_top_970_100

Музыку часто уподобляют архитектуре. И это чистая правда. Нотный текст, созданный композитором, - это еще не музыка, а лишь ее «чертеж». Строителями «звуковых дворцов» становятся исполнители. Но в отличие от математически выверенных архитектурных чертежей музыкальные предполагают бесконечное множество интерпретаций «постройки». Так рождается особое искусство - искусство исполнителя.

Естественно, существуют некие правила сочинения музыки. Но композитор волен как использовать их, так и нарушать. А исполнитель же имеет четкую «инструкцию», «директиву» в виде нотного текста. Кроме того, особенно в исполнении известных сочинений, существуют сложившиеся традиции интерпретации, нарушение которых иной раз воспринимается как пощечина общественному вкусу. А от общественного вкуса исполнитель зависит гораздо больше: если композитор может в крайнем случае писать в стол, то исполнитель творит перед публикой, в реальном времени.

Пианист Ринат Шакиров уже давно известен в кругу музыкантов и друзей как необычный, неожиданный интерпретатор. Он не боится брать в свой репертуар самые известные, «заигранные» классические произведения. При этом в нем не чувствуется ни малейшего стремления поразить. Его исполнение отличается удивительной искренностью. Эту искренность всегда безошибочно улавливают любители музыки, не обремененные профессиональными знаниями исполнительских традиций. В оценках искушенных знатоков нет такого единодушия. Порой в кулуарах раздаются реплики: «Шопена так играть нельзя».

Существует не лишенное оснований мнение, что будущему пианисту поздновато начинать заниматься в семь-восемь лет. Шакиров начал в 19. Факт, кажется, беспрецедентный. Азы исполнительского ремесла стал постигать сложившийся человек с собственными вкусами, пристрастиями. Ему, конечно, требуется чуть больше времени и упорства, чтобы привести себя в хорошую пианистическую форму.

Ринат Шакиров прежде всего музыкант, и фортепиано для него - инструмент, а не предмет культа. Может быть, не всегда он уделяет должное внимание «пианизму» как таковому, иногда ему случалось спотыкаться там, где и спотыкаться, казалось бы, не на чем. Но у Шакирова есть замечательное качество: будучи уже зрелым мастером, он не устает учиться и расти. Я слушаю его уже несколько лет и поражаюсь этому постоянному росту. Чувствуется и то, что у этого музыканта большое будущее.

Андрей ФРОЛОВ,
композитор.


г. Санкт-Петербург.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100