На полигонах ТБО битый кирпич и железобетонные плиты могут лежать веками, не разлагаясь в почве. Решение задачи нашлось в этом году в виде комплекса по переработке стройотходов. Корреспонденты «Казанских ведомостей», побывав в нем, узнали, какую пользу можно извлечь из бетонного мусора.
Комплекс «Сервис-Универсал» открылся весной этого года, но в полную силу заработал лишь недавно. Место прописки – неподалеку от Салмачей на южной окраине столицы Татарстана, по соседству с карьером по выработке щебня.
Пылевая завеса из мелкой бетонной крошки и мощный грохот – наше первое впечатление от комплекса. Ни стен, ни потолков – все под открытым небом.
- Таков процесс, - знакомит нас с предприятием начальник участка Ирек Альмиев. – Производство начинается с разгрузки строительных отходов. Затем крупные куски размельчаются гидромолотом и гидроножницами на более мелкие части, чтобы они поместились в жерло дробильной установки. Далее процесс идет в установке «Грохот», где и происходит деление мусора на три фракции: кусочки размером со среднее яблоко, мелкий щебень и песчаный грунт, оставшийся после применения виброплит всех видов и фирм. Это и есть продукт производства – ценный и необходимый при строительстве автомобильных дорог.
Понятно, что подобный материал обходится дешевле. Если производители щебня продают его по полтысячи за тонну, то бетонная вторичка идет по 420 рублей. Разница невелика, однако речь идет о тысячах и десятках тысяч тонн, которые требуются для строительства дорог. Так что экономия получается существенная.
Подобное вторичное применение железобетонных отходов давно и успешно практикуется в Москве и Санкт-Петербурге. Их предприятия по переработке строймусора работают в полную мощность - и кризис им в ближайшее время явно не грозит. В обеих столицах идет активный снос старых зданий, осуществляется строительство новых.
Так что третья столица России Казань на правильном пути. В Кировском, Авиастроительном, Вахитовском районах сносятся обветшалые дома, возводятся целые жилые кварталы. Плюс небывалый строительный размах по возведению спортивных объектов Универсиады-2013. Надо полагать, казанский комплекс тоже не будет простаивать.
- Работа есть, и производство перспективное, - соглашается Ирек Маратович. – Ежедневно мы перерабатываем до 20 тонн мусора. Могли бы и больше, у нас есть планы расширять производство. Но проблема в том, что строительные организации и прочие предприятия, вместо того чтобы заключить договора и навсегда избавиться от проблем с экологической милицией, предпочитают сваливать отходы в лесные овраги и на пустырях.
Мы уже писали, что экологическая безграмотность сегодня стала категорией экономической. Пора это понять и нашим строителям.