Комбик, как Кольт, всех уравнял
По числу уличных музыкантов на душу населения Казань в лидерах среди российских городов. Правда, подобных рейтингов никто не составлял и статистики не вел, но, думается, данное утверждение не далеко от истины.
Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись погожим вечером по улице Баумана или Кремлевской набережной. Исполнители там едва ли не на каждом шагу и на любой вкус: первые – пытаются тронуть слух и сердца прохожих силой голосовых связок, вторые – полагаются на микрофон; эти формируют репертуар с оглядкой на хит-парады XXI века, другие делают ставку на шансон и советскую эстраду; кто-то аккомпанирует себе на музыкальном инструменте, кто-то использует фонограмму…
В основном уличные артисты сейчас упакованы в техническом плане, большинство использует комбики –комбоусилители, где усилитель и колонка, объединенные в одном корпусе, придают уверенности ветеранам стрита и амбиций – начинающим.
Перефразируя известную фразу из вестернов о том, что Бог создал людей, а Кольт сделал их равными, можно сказать, что комбики уравняли стритующих, как называют себя уличные музыканты.
Тем более, что влиться в их число сейчас нет проблем. Прежде оживленные точки были, можно сказать, пристреляны и застолблены неписаными правилами за определенными «народными артистами». Посягнувшему на такое место новичку могли не обязательно взашей надавать, но донести в доступной форме, что он не прав. Теперь, с введением мэрии Казани в позапрошлом году регламента – порядка координации деятельности уличных артистов на открытых площадках, любой желающий на определенное время может закрепить за собой для выступления любое общественное место.
Автор не собирается оценивать плюсы и минусы сложившейся ситуации, а описал ее лишь для понимания того, что проявить себя среди этого местами какофонирующего разнообразия весьма непросто.
Уриху это определенно удалось. Мимо улыбчивого темнокожего парня, мелодично под гитару исполняющего песни по-французски, редко кто проходит, не замедлив шаг, а многие останавливаются и забывают на время, куда спешили.
Те, что постарше, вторят словам песни Джо Дассена: «Et si tu n’existais pas…» на русском: «Если б не было тебя, скажи зачем мне жить…»
И как тут было не возникнуть интересу к самому парню с гитарой? К слову сказать, интервью, данное им «Казанским ведомостям», оказалось вообще первым в жизни начинающего артиста.
Зато дешевле конфеты, шоколад и мясо
Итак, знакомитесь: Кенфак Воунанг Урих, 23 года, гражданство – Камерун, уроженец столицы – Яунде, род занятий – студент второго курса Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана.
Наш разговор с ним осложнялся языковым барьером и, выходя за рамки простых предложений, требовал развернутых комментариев, совмещающих азбуку глухонемых и навыки интуриста, потерявшего разговорник.
Молодой человек приехал в Казань из Африки лишь в начале прошлого года и за это время еще не успел овладеть русским языком настолько, чтобы беседу с ним можно было представить читателям в виде интервью. Так что в основном придется прибегнуть к повествовательной форме изложения.
Свой выбор России как места получения образования Урих объясняет в первую очередь его доступностью. Были варианты и с Европой, и с США, но в нашей стране куда дешевле, чем там, обзавестись диплом о высшем образовании. Тем более в Камеруне он котируется наравне с полученными на Западе.
А вот именно в Казань подсказал податься знакомый из Конго, проживающий здесь уже несколько лет.
Не пожалел, что приехал сюда?
Не-е-ет, – тут же без раздумий отвечает Урих и одаривает своей лучезарной улыбкой.
И даже зимние морозы не напрягают?
Нормально. К этому был готов.
Но ведь есть что-то, что не нравится?
Собеседник замялся. Видно было, что дело не только в осмыслении вопроса и внутреннем переводе ответа, но и в нежелании обидеть казанцев.
Дорогие и невкусные бананы… и манго, – наконец-то выдает «правду-матку» Урих.
А есть, что вкуснее и дешевле?
На этот вопрос следует уже незамедлительный ответ и даже с неким облегчением:
Конфеты, шоколад, мороженное… Да еще и курица со свининой дешевые. В России вообще жизнь намного лучше.
Ветеринария – это выбор родителей. Из слов Уриха можно сделать вывод, что в этом больше мамы – она преподаватель биологии в институте. Две старшие сестры – врачи-терапевты. А вот старший брат Брис пошел по стопам отца-музыканта, который играет на тромбоне в оркестре, и тоже освоил на профессиональном уровне духовые – тромбон и трубу.
Так само собой дело в разговоре дошло и музыкальной темы.
Мама с папой не в восторге
У самого младшего ребенка в семье, похоже, был непростой выбор: готов был пойти и по мужской линии – окончил музыкальную школу по классу саксофона (гитару освоил самостоятельно), но перевесила женская. Хотя, судя по тому, как складывается его судьба в России, выбор этот может быть не окончательным.
Что мотивировало тебя выйти на улицу с гитарой и запеть?
Свобода.
Оказалось, в начале своего казанского периода жизни он устроился подрабатывать в один из ресторанов быстрого питания, но и сама конвейерная работа, и ее график оказались не по нутру творческой натуре.
Увидел, как у вас поют на улице. Подумал, тоже смогу… Почему нет?! Год уже пробую.
Не пожалел, что оставил стабильную работу?
Нет. Тут сам решаю, где и когда моя работа.
А по деньгам не проиграл?
Нет, сейчас их больше. Приглашают на дни рождения, свадьбы… Был в Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде.
Вот ты сказал, что увидел, как у нас поют на улице… А что в Камеруне нет уличных музыкантов?
Нет. Почему, не знаю.
Мама с папой в курсе, чем ты тут занимаешься?
Да.
И как отреагировали?
По мимике собеседника стало понятно, что были не в восторге.
Наверное, переживают, что сын забросит учебу и весь свой век будет по улицам с гитарой шляться, вместо того, чтобы носить белый халат и заведовать ветклиникой? Но ты ведь не такой?
Нет. Я хочу получить диплом.
А потом подаришь его родителям и станешь весь свой век будет по улицам с гитарой шляться?
Не знаю…
Джо Дассен и «Кукушка»
Конечно, остановить прохожего Уриху проще: неординарная внешность да еще и поет «не по-русски». Но остановить – это одно, а удержать да еще и вызвать желание отблагодарить, здесь на одном эффекте не протянешь. Тут важен голос и репертуар. Уриха Бог ни музыкальностью, ни голосом не обидел, а на удачный подбор песен повлияли не совсем очевидные для молодого предпочтения – французской эстрадой прошлых лет.
Заметил, ты поешь много песен Джо Дассена.
Да, это мой любимый певец.
И в России – тоже. По крайней мере, у среднего поколения. Тут тебе повезло. Да и вообще песни Дассена одни из самых популярных в мире среди тех, что французском языке. В первой десятке сразу четыре: Et si tu n’existais pas, Salut, L’ete Indien, A toi.
О! Я их пою. Еще и по-английски тоже.
Видел в интернете, как «Кукушку» исполняешь. Почему она, и есть другие русские песни в репертуаре?
Много слышал «Кукушку» на улицах, поэтому решил учить. Сейчас учу про «села батарейка». Вообще, подумал, что, если буду петь на русском, люди больше подавать будут.
Ну, это вряд ли. Про севшую батарейку на каждом углу жалуются. Ты уникален другим. Хотя попробуй, конечно. Кстати, где больше всего тебе нравится петь? Какое место любимое?
Набережная. Там тихо, не так много шума, как на Баумана. Тут бары, рестораны и много других поют еще… Когда холодно – переходы. Там тепло, акустика хорошая. Можно без комбика петь. Я там начинал.
В качестве P.S.
Перед тем как расстаться, мы прогулялись с собеседников по улице Баумана. Урих притормаживал около своих коллег, многих из них он знает, пусть не по имени, а только в лицо. Его тоже. Подходили пожать руку те, кто слушал его песни прежде, приветствовали и музыканты.
Одна из них, яркая и эффектная Любовь Копылова подошла познакомиться и сказать добрые слова: «Ты крутой! Разнообразил местную музыкальную жизнь. Единственный человек, который и по-французски, и по-английски поет так как надо, а не как умеет. Ни фига себе! Я как увидела-услышала тебя, сказала мужу: «Он, полюбому, тут станет звездой!» Поет отлично, главное!»
Услышать такое от конкурентов за зрителя немалого стоит. Пусть «пророчество» коллеги сбудется. И будут у Кенфак Воунанг Уриха и успех, и гонорары, и новые интервью.
А если и не случится, то ничего страшного, наверное, не произойдет. Будет лишь через много лет владелец престижной ветеринарной клиники в Яунде с улыбкой вспоминать времена, когда он был свободен.
Когда на улицах в далекой Казани прохожие замедляли шаг возле улыбчивого темнокожего парня, мелодично под гитару исполняющего песни по-французски, а многие останавливались, забыв на время, куда спешили, и вторили словам песни Джо Дассена: «Et si tu n’existais pas…» на русском: «Если б не было тебя, скажи, зачем мне жить…»