тся в очередь. Ножонки дрожат, пот течет градом, давление скачет - как-никак семьдесят седьмой годок.
Мимо проходит красный как из бани седой старик. Он еле дышит, словно выброшенная на берег рыба.
- Спасибо правительству за нашу счастливую старость, - громко восклицает он, надевает шапку и удаляется из этого присутственного места. Не оглядываясь.
Лидия Николаевна, квартиросъемщик, глава семьи из четырех человек с доходом менее 2 тысяч рублей на нос, с января стала получать субсидии. Первой выплатой, принесенной почтальоном после пенсии, были 200 рублей компенсации за проезд на общественном транспорте. В начале февраля почтальон принесла 413 рублей 84 копейки. Коли проезд составляет двести рублей, выходит, субсидия за январь равна 213 рублям 84 копейкам. Между тем предварительный расчет, полученный в декабре 2004 года, указывал в графе «Финансовая помощь домохозяйству» при доходе на одного человека в месяц до 2000 рублей конкретную сумму в размере 259 рублей 98 копеек.
Лидия Николаевна принялась за расчеты. Прошлогодняя льгота на оплату услуг ЖКХ, согласно счету-фактуре, например, за декабрь 2004 года, составляла в денежном выражении 466 рублей 89 копеек при начислении квартплаты в сумме 946 рублей. Субсидия же за январь 2005 года, заменившая месячную льготу живыми деньгами, оказалась равна 213 рублям 84 копейкам при начислении квартплаты в сумме 1893 рубля 78 копеек.
Мало того что сами льготы уменьшились (при резко возросшей квартплате) на 253 рубля 5 копеек (466,89 минус 213,84). И это еще по старым тарифам! А главное, при начислении квартплаты в 1893 рубля 78 копеек льгота должна была составить с учетом новых тарифов 482 рубля 86 копеек.
Куда подевались 269 рублей 12 копеек (482,96 минус 213,84)?
И как быть с законом, по которому размер оплаты за квартиру не должен превышать 22% от общего дохода семьи? 1893 рубля для Лидии Николаевны это около 37% всего месячного семейного бюджета января 2005 года! Для чего же брались справки о доходах членов семьи за декабрь 2004 года, сданные абсолютно вовремя?
Помимо прочего, куда-то подевались и льготы по оказанию услуг телефонной связи. В 2004 году такая льгота в размере 60 рублей была, а с января 2005 года ее не стало.
Через полтора часа подошла очередь Лидии Николаевны. Она с провожатой - ведь до этого собеса транспорт никакой не ходит - заходит в дверь с цифрой 5.
- Почему двое?! - здороваются с ней таким вот образом.
- Я только провожатая, - говорю. - Видите, она уже старенькая.
- По какому вопросу?
- По субсидиям за телефон, - говорит Лидия Николаевна.
- Комната сто пятнадцать!
- А по субсидиям за ЖКХ?
- Сто пятнадцать!!
- По суб...
- Сто пятнадцать!!!
Выходим. Теперь понятно, почему у того седого старика было красное лицо. Просто он побывал в комнате №5, или №4, или №3...
Большая прихожая перед нужными дверьми запружена народом, не пройти. Желающие попасть в комнату под номером 115 толкутся у двери, где (ура!) висит-таки перечень вопросов, по которым сюда обращаться. Рядом с перечнем (вполне в традициях черного юмора) пришпилено объявление, сообщавшее, что по вопросам погребения усопших следует обращаться в комнату №219. Хорошо что Лидия Николаевна плохо видит.
Ровно через два часа стояния у стеночки она попала внутрь.
- У меня вопрос по телефону, - начала ветеран труда. - Нет субсидий ни за январь, ни за февраль, ни за...
- Ни у кого нет, - был ответ.
- Тогда другой вопрос, по субсидиям ЖКХ. Они у меня не сходятся с расчетными.
- А расчетные, что вам приносили, - неправильные.
- А за газ?
- Газ входит в полученные вами субсидии за январь и февраль.
- Знаете, субсидии почти в два раза меньше, чем были льготы.
- Что делать.
- И нет субсидии за март.
- Давайте вашу сберкнижку.
- Я получала деньги на руки.
- Может, стали перечислять на книжку. Принесите ее копию.
- А вы знаете, мы в январе заплатили квартплату, превышающую 22% семейного дохода.
- Это в 112-ю комнату. Еще вопросы?
Больше вопросов не было. Ведь девушка за барьером вовсе не была виновата, что Лидию Николаевну кинули. Не в первый, не во второй и даже не в третий раз. Все было ЗАКОННО. И Лидия Николаевна пошла снимать копию сберкнижки, в которой у нее стояли одни нули...
Полина ФЕДОРОВА.