- Выезжая по очередной заявке на продуктовую помощь, даже представить не могла, что в нашем прекрасном городе люди могут жить в таких ужасных условиях, - начинает рассказ волонтер.
Просьба о помощи поступила к волонтерам от женщины, которая не так давно переехала из Забайкалья в Казань. Она купила квартиру в районе Жилплощадки, в доме, где когда-то было общежитие.
- Именно она и сообщила о своей пожилой соседке, которой требовалась помощь, - продолжает Юлия. - Выяснилось, что пенсионерка получает чуть больше 5 тысяч рублей и очень нуждается. Когда же я попала в комнату к этой женщине, то поняла: маленькая пенсия не самая большая проблема, которую нам придется решать.
Юлия рассказала, что когда зашла в тесную комнатку, не сразу разглядела хозяйку, - маленькая худенькая женщина терялась в полутьме на фоне темных стен. Когда же глаза привыкли к неяркому освещению, то волонтер ужаснулась - по стенам ползали клопы.
- При первой беседе выяснилось, что женщина далеко не один год находится в трудной ситуации. Проживает на окраине города в комнатке бывшего общежития, существуя на мизерную пенсию, из которой еще надо вычесть плату за «коммуналку», - рассказывает Юлия. - Стены черные (как оказалось, был пожар), кровососущие твари кругом, вместо стекол в окнах полиэтилен. Как она зимой жила - уму непостижимо! И вдобавок ко всему проблемы со здоровьем - одна часть ее тела плохо работает, женщина приволакивает одну ногу и с трудом поднимает одну руку. Я не врач, но мне кажется, это последствия инсульта. При этом в комнате никаких разбросанных вещей, все аккуратно разложено и расставлено по своим местам.
Женщина очень стесняется своего бедственного положения. По словам Юлии, при первом знакомстве она наотрез отказалась от любой помощи, пыталась волонтеру и соседке объяснить, что со всем справится сама. Очень просила никому ничего не рассказывать, приговаривала: «Позор-то какой!» Три года назад пенсионерка овдовела. Детей и родственников у нее нет.
- За многие годы нашей работы довелось увидеть всякое, но каждый раз, сталкиваясь с одиночеством людей в большом городе, испытываю шок, - признается Юлия. - Одиночество - это очень страшно! Почему, живя среди людей, человек оказывается никому не нужным? Наверное, я никогда не найду ответа на этот вопрос, но больше склоняюсь к одному - человек, попав в беду, пытаясь справиться самостоятельно, загоняет себя в угол, из которого уже не может выйти, постепенно теряя связь с внешним миром.
Уже на следующий день после посещения одинокой пенсионерки волонтеры принялись за дело. В первую очередь сообщили о ней в центр социального обслуживания населения. Сотрудники сразу взяли в разработку данные пенсионерки, чтобы выяснить, почему у нее такая маленькая пенсия. К ней прикрепили бесплатного соцработника, который будет регулярно навещать женщину и помогать по хозяйству.
Затем стали решать вопрос с дезинфекцией, которую надо проводить в жилище не один раз. За немалые деньги с трудом нашли фирму, которая согласилась на подобную работу. Масштаб заражения комнаты клопами просто пугал!
Кое-как уговорили женщину на то, чтобы избавиться от старой мебели, которая буквально кишела кровососами. Заказали окно, привезли раскладушку вместо утилизированного дивана. Впереди вторая санобработка, затем работы по электрике и косметический ремонт комнаты - побелка, покраска, поклейка обоев.
- Спрашиваете, откуда деньги берем на эти дела? У народа, - отвечает Юлия. - У нас есть постоянные помощники из других регионов страны, помогают и татарстанцы, но реже. Получается, что мы творим добрые дела на народные деньги. В данном конкретном случае помочь можно не только финансами, мы принимаем еще обои, краску, бытовую технику, мебель и прочее. Но делаем все поэтапно. Сейчас нам нужно все для ремонта, и только потом на очереди мебель и посуда. Я не устаю повторять, что социальное волонтерство - это не запуск шариков и хлопанье в ладоши. Часто это грязь, боль, человеческие страдания, круглосуточная работа без отпуска.