БОЛЕЗНЬ. Лет 10 назад никто из соседей Рамзии Габитовны (имя изменено) и подумать не мог, что эта интеллигентная, образованная женщина станет завсегдатаем городских помоек. Но сейчас все, что может представлять для нее мало-мальский интерес: старые журналы, сломанные игрушки, тряпье - она несет домой. Болезнь (синдром Плюшкина) подступила к ней незаметно и внешне ничем не проявлялась. Женщина могла поддержать беседу на любую тему. Всегда была опрятно одета. Но стоило только коснуться мусорной темы, как Рамзия Габитовна становилась непримиримой. На все уговоры родственников выбросить из дома хлам отвечала, что эти вещи ей нужны. Если же родные делали попытки без ее ведома устроить генеральную уборку в квартире, Рамзия Габитовна обижалась, плакала. А затем в течение недели наполняла комнаты новым мусором.
За годы «плюшкинства» женщина опустилась, стала неряшливой. Теперь она таскает хлам в дом без разбора. В день делает по 2 - 3 похода на мусорку. Не брезгует ни остатками еды, ни консервными банками. В квартире прочно обосновались тараканы, мыши и клопы. Причем последние похожи на мутантов: по размеру они - как их лесные сородичи. А уж какой в этом жилье стоит запах!
ЗАЛОЖНИКИ. Соседи – заложники болезни Рамзии Габитовны, уговаривали, увещевали женщину, но она твердо стоит на своем. Мол, у меня все хорошо-прекрасно, это вы все выдумываете!
КАПРЕМОНТ обострил эту проблему. В первый же свой визит в эту квартиру слесари выскочили из нее как ошпаренные.
- Запах еще можно потерпеть! - жаловались они. – Но когда по твоей одежде ползут клопы, тут никакой выдержки не хватит. Мы начнем работать в этой квартире только при условии, что женщина сначала вычистит ее от мусора.
Но Рамзия Габитовна стоит на своем. Отчаявшись, соседи написали коллективное письмо в управляющую компанию. Там пообещали разобраться, но дали понять: лишить женщину квартиры они не могут. Максимум – вывезти хлам. Но где гарантия, что все не вернется на круги своя?
ЧТО ДЕЛАТЬ? Соседи попытались связаться с родственниками Рамзии Габитовны, но те только рукой махнули: мол, в этом деле мы не помощники.
Прораб подрядной организации Ильдар Салихов по роду своей деятельности не раз сталкивался с подобными людьми.
- Последний такой случай был на улице Декабристов, - рассказывает он. – Так же как и на Шамиля Усманова, мы не могли работать в одной из квартир. На просьбы соседей избавиться от мусора старушка не реагировала. А выгнать ее из квартиры никто не имел права, потому что она была приватизированной. Только объединившись с управляющей компанией, получилось завершить капитальный ремонт. После долгих уговоров, можно даже сказать, угроз, дворники начали вычищать квартиру. Вы не поверите: вывезли из нее не меньше пяти «КАМАЗов» мусора. И то не все. Часть квартирной свалки бабуля отстояла.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Патологическое влечение к собиранию и хранению всевозможных выброшенных предметов, тряпок, ветоши называется синдромом Плюшкина, говорится в вузовском учебнике по психиатрии. Для таких людей ценными являются абсолютно все предметы быта. Чаще всего этот синдром встречается у людей преклонного возраста, цитирую учебник.
Отличить патологическую страсть к накопительству от нежелания расстаться с любимыми и памятными вещицами нетрудно. Страдающие синдромом Плюшкина живут ради того, чтобы забивать свое жилье различными предметами, делая его непригодным. Нередко они становятся пациентами психиатрических лечебниц. Специалисты относят эту патологию к тревожным расстройствам, часто связывая подобные навязчивые состояния с травмой мозга. Лекарства от патологической жадности не существует. Но если речь идет об органическом поражении мозга, то «плюшкинство» лечат, исходя из симптомов и характера заболевания.
КСТАТИ. Согласно статье 116 Жилищного кодекса РФ, если кто-то из жильцов систематически использует жилое помещение не по назначению или, нарушая правила, делает невозможным проживание с ним в одном доме, то его по требованию управляющей компании и других заинтересованных лиц выселяют через суд.