Швейная машинка прабабушки и статуя женщины с мальчиком: жительница Казани борется за свой родной дом

Одно из исторических зданий в Адмиралтейской слободе находится под угрозой сноса, но жители дома не собираются быстро сдаваться и всеми силами борются за сохранение культурного наследия.

news_top_970_100

Дом с барельефами №22/1 на углу улиц Серп и Молот и Клары Цеткин, по мнению его жителей, является культурно-историческим наследием республики. Из-за большой трещины и угрозы ее распространения, администрация слободы может снести здание. Жителям предлагают переселиться в ЖК «Салават Купере», но не все на это согласны.

 В одной из квартир исторического здания живет наша героиня – Александра Кузьминихина. Этот дом вплотную связан с историей ее семьи. Она рассказала «КВ», каково это, когда твои воспоминания о предках рушатся прямо на глазах.

История семьи

Александра родилась в Костроме, но большую часть своей жизни прожила в доме №22/1 по улице Серп и Молот Кировского района в Адмиралтейской слободе. О любимом районе у нее сохранились только приятные воспоминания, связанные с детством и близкими людьми.

До 1999 года к дому было пристроено здание управления УВД. Но для нашей героини – это не просто госучреждение. Здесь в 1937 году работал любимый прадедушка Александры Иоганн Адольфович Кеслер. С него и началась история проживания ее семьи на улице Серп и Молот.

Иоганн Кеслер приехал в Казань из немецкого города Барт еще в довоенное время. Позже он женился на Марие Кузнецовой, прабабушке нашей героини. Им дали квартиру в доме на улице Серп и Молот, на тот момент Иоганн уже был начальником УВД Кировского района. Он был ярым борцом за советские идеи, вспоминает Александра, часто проводил рейды – изымал алкоголь и самогонные аппараты для того, чтобы население не спивалось. Его служба в УВД продвигалась быстро, и вскоре Иоганн занял должность начальника конной полиции по Кировскому району.

«Когда мой прадед приехал в Казань, он был решительно настроен строить социализм», – отметила девушка.

Во время Великой Отечественной войны Иоганн Адольфович был репрессирован и находился в Свияжске. По словам Александры, причины ареста так и не стали известны.

«Дело в том, что сейчас сложно рассуждать, как и почему это произошло. В Свияжске он отбывал от 5 до 8 лет, точно не могу сказать, родственниками утеряны эти данные. В 1950-х годах он вернулся назад. Плохо себя чувствовал, прожил около года и скоропостижно скончался», – поделилась девушка.

В квартире дома 22/1 нашей героини всегда стояла и стоит швейная машинка ее прабабушки. Мария Александровна была надомной швеей. Во время отсутствия Иоганна Адольфовича из-за репрессий семья жила на деньги от продажи изделий его супруги. Поэтому швейную машинку прабабушки Александра хранит очень бережно.

«До сих пор она стоит у нас – машинка начала века, дореволюционная», – рассказала Александра.

Бабушка Александры Валентина Ивановна Кузьминых – врач-педиатр, позже работала кожвенерологом. Она переехала из Казани в Зеленодольск в 1970 году.  В Зеленодольске же проживали и родители Александры, но в 1981 году семья переехала в столицу Татарстана в дом, расположенный тоже в Адмиралтейской слободе.

Мама нашей героини Нина Васильевна Кузьминихина – известный керамист в Татарстане, а также действующий член Союза художников России и Татарстана. В 2011 году, Нина Васильевна выставлялась в галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле.

«В эту коллекцию вошла работа, где был написан ею в акварельной технике наш дом и статуя женщины с мальчиком – хранительницы нашего дома», – рассказала Александра Кузьминихина.

Отец Александры Александр Сергеевич – фотограф, художник, электрик и плотник. Одним словом, мастер на все руки, признается девушка. Родители Александры с детства прививали ей любовь к искусству, к своей малой родине и к своему дому – который сейчас собираются сносить.

Управляющая компания: На ремонт дома нет финансирования

Объявление об аварийности здания Александра Кузьминихина увидела в подъезде в начале августа и ужаснулась. Девушка обращалась с запросами о капитальном ремонтре в УК «Заречье», и не раз, но получала только отказы в письменной и устной форме.

«Дом ремонтируется силами только муниципальных властей. Отказ мотивировали тем, что у них нет финансирования», – объяснила девушка.

Жители во главе с социологом, градозащитницей, экспертом Центра прикладной урбанистики Марией Леонтьевной, пытаются добиться того, чтобы дом внесли в список исторически ценных градоформирующих объектов и сохранили.

«Мне важно, чтобы этот дом как архитектурное сооружение сохранился, поскольку вместе с другими зданиями в своем окружении он формирует ту уникальную среду с особым образом такого советского района, который мы можем наблюдать, когда въезжаем по улице Клары Цеткин в Адмиралтейскую слободу», – поделилась Леонтьева.

В попытках отстоять историческое здание Мария обращалась сначала к замглавы администрации Кировского и Московского районов Денису Сугоняко, а позже сам глава районов Сергей Миронов провел встречу с жителями дома.

«Сергей Миронов сказал, что при расселении будут учтены метраж фактический (вартиры – прим. Ред.), и если будет жилье больше, чем то, что имеется по факту у жителей нашего дома, они вынуждены будут за него доплачивать или брать ипотеку и решать эти вопросы. Многих жителей, выступавших за снос дома, это немножко успокоило», – рассказала Александра.

Мнения жителей дома разделились

Предварительно жителей дома планируется переселить в район Салават Купере. Но покинуть исторический район ради новостройки на окраине города готовы далеко не все жильцы.

«Наш дом на улице Серп и Молот №22/1 – это визитная карточка Адмиралтейской слободы, ее история. Для меня лично покинуть Слободу – трагедия, я здесь выросла и чувствую себя как рыба в воде, которую хотят выловить и выбросить на незнакомый берег. Да, может быть человек ко всему привыкает, но пока мне тяжело даже представить наш переезд», – призналась одна из жительниц дома.

Но проблема в том, что мнения жителей разделились. Примерно половина из них хотят покинуть проседающий дом с трещинами. Но другая половина готова биться за историческую постройку. Хотя по итогу встречи несколько человек написали заявление, чтобы дом признали аварийным, этого все равно будет недостаточно.

Официально дом еще не признали аварийным, рассказали «КВ» в управляющей компании «Заречье».

«Мы со своей стороны документы, которые были нужны, собрали и передали в администрацию района, чтобы они все проверили и направили на комиссию для признания дома аварийным», – сообщили в компании.

На сегодняшний день в доме по ул. Серп и Молот планируется сделать косметический ремонт. О каких-то глобальных манипуляциях пока никто не говорит, поэтому судьба дома еще до конца неизвестна.

И пока одни присматривают себе новую квартиру в Салават Купере, Александра Кузьминихина, как и другие неравнодушные к судьбе дома жильцы, продолжает бороться за сохранение своего родного дома. Чтобы «ворота Адмиралтейки» остались. Главная ее цель, чтобы общественность узнала и заинтересовалась этой проблемой, помогла отстоять родовое гнездо – дом с барельефами в Адмиралтейской Слободе.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100