Если для большинства из нас приход теплых весенних деньков - долгожданная и романтичная пора пробуждения природы, то для связистов этот период начисто лишен романтики и ассоциируется прежде всего с паводком. Как сообщил на коллегии заместитель министра информатизации и связи РТ Юрий Багров, вскрытие малых рек Татарстана в этом году ожидается на 10 - 12 дней раньше обычного, то есть буквально на днях. Кроме того, по данным замминистра, несознательное население нередко сбрасывает тающий снег прямо в кабельные канализационные колодцы, которые, помимо прочего, сильно изношены. Поэтому повод для беспокойства имеется у связистов не только сельской местности, но и столицы Татарстана.
«Дабы не допустить затопления телефонной канализации, сложностей с транспортировкой почты, перебоев с электричеством и других чрезвычайных происшествий, на предприятиях в отрасли проведена большая организаторская и практическая работа. Созданы противопаводковые комиссии и аварийно-восстановительные бригады, выделен дополнительный транспорт, проведено внеочередное освидетельствование аварийных участков», - отчитался замминистра. Однако главный связист республики - министр информатизации и связи РТ Фарит Фазылзянов, отметил, что далеко не все так гладко. В частности, в той же Казани, по словам Ф.Фазылзянова, возраст кабельных линейных сооружений перевалил за 60 - 70 лет, телефонная канализация забита илом.
Вторая часть коллегии была посвящена более глобальным проблемам, а именно развитию в Татарстане инфокоммуникационных технологий (ИКТ) на период 2008 - 2010 годов за счет реализации соответствующей целевой программы, о чем доложил гендиректор Центра информационных технологий Николай Никифоров. Речь идет прежде всего о развитии и использовании ИКТ в сфере государственного управления, где Никифоров выделил три основных блока: работа государственных министерств и ведомств, социально-экономическая сфера и общесистемные мероприятия. В частности, народу будет легче достучаться до чиновников и контролировать свои обращения благодаря организации работы по принципу одного окна. Правда, по мнению Никифорова, ЖКХ это вряд ли улучшит, поскольку оно становится коммерческим, выходя из сферы госконтроля. В образовательных учреждениях компьютер наконец перестанет быть частью интерьера компьютерных классов, а станет помощником в учебном процессе. В частности, так называемая технология «тонкий клиент», предполагающая централизацию IT-инфраструктуры, позволит решить проблему отсутствия необходимых кадров в школах, снизить издержки на обслуживание компьютеров. Кроме того, свои пилотные ИКТ-проекты предусмотрены для медицины и науки, транспорта и строительства и даже для результатов космической деятельности.
Судя по содержанию доклада гендиректора ЦИТ РТ, мы должны стать свидетелями резкого прыжка нашей республики в век информатизации. Резкого - потому что существующее в РТ положение дел в сфере высоких информационных технологий свидетельствует, как выразился присутствовавший на коллегии генеральный директор ТРК «Новый век» Ильшат Аминов, о жизни в веке каменном. В частности, по его словам, в данной программе мало внимания уделяется проблемам средств массовой информации. Г-н Аминов привел пример, как для трансляции матча нашей футбольной команды приходится разматывать телевизионные кабели - старым дедовским способом тащить за собой. Признав наличие подобных подводных камней, министр Фарит Фазылзянов в свою очередь призвал «четвертую власть» к более активному участию в формировании ИКТ-программы.
Комментируя повышение тарифов на связь, ожидаемое с 1 апреля этого года, министр пояснил, что данная мера направлена в первую очередь на защиту интересов самих потребителей. Теперь, разговаривая меньше 30 секунд, мы платим не за одну минуту, как раньше, а посекундно. Кроме того, по мнению министра, для роста цен есть несколько объективных причин (рост издержек операторов, инфляция), однако в целом окончательное решение принимается не на республиканском, а на федеральном уровне.
Завершая заседание коллегии, г-н Фазылзянов заявил, что главный показатель эффективности работы отрасли - это удовлетворение населения качеством оказываемых услуг. «Народу по большей части все равно, что именно мы там внедряем, людям главное, что они от этого получают. И мы не должны повышать качество услуг только за счет повышения цен. Например, высокие тарифы на интернет (в 10 раз выше московских) серьезно сдерживают развитие информатизации в республике, и мы намерены вмешаться в положение дел», - заявил министр.