По мере погружения ребенка в мир соцсетей и рекламы внезапных требований становится больше. Скупка модных игрушек превращается в «гонку вооружений». О том, каким образом дети попадают в сети маркетинга и нужно ли сопротивляться этому, корреспонденту «КВ» рассказала педагог, специалист центра образования «Егоза» Альфия Махатадзе:
- В эпоху большого потребительства, которую мы сейчас переживаем, рынок всегда быстро откликается на любой интерес. Стоит выйти в свет новому мультфильму, как их герои в разных интерпретациях появляются в продаже: иллюстрации в журналах, наклейки, стикеры, одежда, аксессуары и прочее. Для детей все новое привлекательно, это часть детства.
В этом есть и минусы: теряясь в изобилии игрушек, современные дети не умеют играть, им трудно сосредоточиться. Вспомните, как лет 30 – 40 назад ребята выходили во двор с минимальным набором игрушек и делали из листьев «салат», а палка могла быть одновременно саблей, лошадью, флагом на пиратском корабле. К сожалению, современные дети все чаще говорят «мне скучно» именно потому, что у них не развит игровой опыт. Сегодня утрачен опыт дворовых развлечений, когда игра передавалась от старшего поколения к младшему «по наследству». Сначала малышей посвящали в подмастерья и только потом допускали до полноправного участия в игре.
– Могут ли повлиять родители на процесс формирования навыка игры? Или это лишь задача педагогов?
– Да, у психологов и педагогов появилась новая задача – научить родителей играть со своими детьми. Детство современных молодых родителей пришлось на 90-е годы. Их отцы и матери работали и выживали как могли, им было не до игр с ребенком. Образовалось поколение родителей, не получивших такой опыт в своем детстве.
Нам приходится рассказывать родителям о ценности игры, детей мы учим играть без игрушек, а также в ролевые игры. Если ребят оставить в комнате с различными предметами: шишками, палочками, тряпочками и коробками, то они начинают проявлять фантазию, получают опыт игры подручными материалами.
Если сказать ребенку просто: «Нет, я тебе не куплю», тот обидится и разозлится. Задача взрослого – найти альтернативный выход. К примеру, не покупать много кукол, которые отличаются лишь одежкой и аксессуарами, а предложить ребенку смастерить их вместе. Это позволит сэкономить деньги, а также научит ребенка творчески приспосабливаться, создавать эксклюзив, быть не последователем, а основателем моды.
- Стоит ли родителям противостоять желаниям ребенка?
– Здесь родитель должен задать себе вопрос: что я хочу для своего ребенка? Хочу купить новую игрушку, которая выходит за рамки семейного бюджета либо хочу доставить удовольствие ребенку и быть активным участником этого процесса?
Мастерить надо с удовольствием, поскольку истинную радость доставляет процесс, а не обладание. Но надо иметь в виду, что главный образец для подражания – сам родитель. А не гонится ли он сам за всеми новинками? Не зря же говорят: «Не воспитывайте детей, все равно будут похожи на вас!»
- В чем секрет популярности казалось бы «бессмысленных» модных игрушек типа поп-ит и спиннера?
- Это сенсорная игрушка. И в ней есть польза. Дело в том, что современные дети зачастую лишены возможности полноценно развивать свои сенсорные ощущения, лишены двигательной активности.
Взять, к примеру, парки с идеальными горками. На самом деле, здесь должны сочетаться безопасность и естественный ландшафт. К счастью, сейчас стали все чаще обустраивать общественные пространства, где ребенок может полноценно развиваться и двигаться, получать собственный опыт.
Когда дети остаются двигательно неудовлетворенными, им приходится искать способ снять накопившееся напряжение. Поэтому дети с удовольствием используют различные антистрессовые игрушки. Вспомните, как сами в детстве давили пузырьки на полиэтиленовой упаковке. В итоге производители игрушек подхватили эту идею, предложили свои варианты, заполонив рынок.
Одно время были популярны спиннеры. Они тоже снимают стресс. Вообще, у городских детей потребность в этих «антистрессах» выше, чем у ребят из сельской местности. У деревенских детей в жизни гораздо больше сенсорных ощущений. Где-то через репейник колючий надо пробраться, где-то через вязкую слякоть пройти, а уж если выйти в поле или огород помогать старшим…
Именно из-за сенсорного голода сегодня растет число детей с задержкой психоречевого развития. Посмотрите на детей в младших классах. На переменах все хотят двигаться, соприкасаться друг с другом, и это нормально. В период пандемии, когда школьники вынуждены были сидеть в кабинетах, отмечался всплеск детской агрессии и неврозов, тревожных состояний. Все потому, что дети были лишены возможности двигаться, чувствовать свое тело, мышцы.
- Что можно посоветовать родителям, бабушкам и дедушкам: как компенсировать дефицит ощущений у детей?
- В первую очередь дети должны много двигаться, их досуг должен быть разнообразным. Если в семье нет традиции вести активный образ жизни, тогда надо, исходя из предпочтений ребенка, отдать его в секцию или кружок. Например, кто-то предпочитает командные игры, другой их не любит.
В рамках национального проекта «Образование» в центре «Егоза» родители могут получить консультационную помощь педагогов, психологов, логопедов и других специалистов бесплатно.