Экс-ведущего передачи «Намедни», главного редактора экс-журнала «Русский Newsweek» и автора программы «Какие наши годы!» на Первом канале назвало лауреатом специальное жюри, в состав которого входили президент Фонда АРТ Михаил Швыдкой, гендиректор Первого канала Константин Эрнст, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев, руководители других телеканалов, известные тележурналисты, а также вдова Листьева Альбина Назимова. Леониду Парфенову вручили статуэтку сидящего мальчика, который обхватил руками колени и смотрит вверх, а также денежную премию в размере 1 млн рублей.
- Скажите честно, Леонид: «Какие наши годы!» - это ваша идея?
- Нет, это была инициатива генерального директора Первого канала Константина Эрнста. Для меня поговорить про советское время - сами понимаете, дело не новое. Но Эрнст очень хотел, чтобы это было не так, как в программе «Намедни», - когда журналист отстраненно рассказывает о времени. Его идея - чтобы в новой программе о времени рассказывалось как-то по-домашнему: когда студия заполнена людьми и о продуктах и товарах можно говорить, трогая их. Музыка, мода, политические события - все проживается в реальном времени. Тематически это перекликается с передачей «Намедни». Но если судить по тому продукту, который выходит на экраны, - небо и земля. Там - журналистика, которая исходит от меня, а здесь - шоу. И оно от меня требует каких-то других навыков, приемов. Это попытка сделать передачу развлекательно-познавательной - когда для кадра с вводом танков в Чехо-
словакию пригнали настоящий танк, а из музея взяли транспарант с лозунгом «За нашу и вашу свободу!»
- Как быстро вы сработались с Татьяной Арно? Все-таки это первый проект, когда у вас есть соведущая...
- Это было мое предложение - пригласить Татьяну. Эрнст его одобрил. Во-первых, я понимал, что не должен быть один, потому что тогда получится, что делаю передачу «под себя». Во-вторых - если это проживать, то нужна компания, должны быть партнеры. А то получается, что я волк-одиночка, шастающий среди двора, населенного людьми, которые мне будто бы и незнакомы. У нас ведь и приглашенная массовка с нами взаимодействует, а не просто сидят какие-то бабушки и хлопают в ладоши, как это часто бывает. Ну и плюс еще мы одеваемся в одежду того времени. Например, наряд Татьяны Арно на 1962 год был просто потрясающий! Лариса Голубкина пришла вместе с Гариком Харламовым - мы обсуждали с ними «Гусарскую балладу», поручика Ржевского и шутки на грани фола, и они не могли отвести от Тани глаз. Она, конечно, шикарная женщина!
- А костюмы, в которых вы ведете программу, - подлинные или их шьют на заказ?
- Все подлинное! Вот джинсовый костюм - он для съемок передачи про 1982 год. Кстати, полного джинсового костюма у меня самого никогда не было - только джинсы, потому что я не мог себе позволить потратить на куртку еще 150 рублей.
- Вы готовите сейчас большой проект, посвященный 200-летию войны 1812 года...
- Там пока все только начинается - еще не все решено, многое не написано. Одно скажу точно: делать проект мы будем вместе с французами.
- Вы выпустили уже четыре книги «Намедни», готовите пятую. Что вам приносит большее удовлетворение - написание книг или работа на телевидении?
- Работа на телевидении делится на две: это написание сценария и сами съемки. Когда я работаю над сценарием - я получаю такое же удовольствие, как и тогда, когда пишу книги. А непосредственное ведение программы занимает массу времени, но в принципе я это за работу почти не считаю. Это такое чистое исполнительство - в сравнении с работой собственно журналистской. Для меня не то чтобы это удовольствие - ну, часть технологии, не более того. Особенно если авторские проекты были написаны мной... Со своей съемочной группой я уже работаю давно - около десяти лет. И даже не пытаюсь понять, что они делают, - я лишь выполняю их команды: повторяю тексты для дублей, сажусь то на одну лавочку, то на другую, а они смотрят, чтобы ракурс был удачным... Ну а если съемки на выезде - так это вообще просто приятная поездка.
- Телевизор смотрите?
- Нет.
- Вообще?!
- Вообще не смотрю! Я из тех, кто делает передачи, а не из тех, кто их смотрит. Могу иногда посмотреть что-то в интернете, но это бывает разово. А так, чтобы сесть и включить определенный канал, передачу, - такого нет...
- А свой блог в интернете вы сами ведете?
- Да я его фактически и не веду! Человек, который журналистикой занят профессионально, привыкает к тому, что текст пишется в связи с информационным поводом, который важен всем, и понятно, что тут за новость и что нужно написать. А блог предполагает режим дневника - неважно, есть новости или нет, но что-то нужно написать. Для меня это странно. Я к этой функции никак не могу привыкнуть... Но надеюсь, что со временем освою, - какие наши годы!