Татарстанский маршрут для Джона и Ганса
news_header_top_970_100

Татарстанский маршрут для Джона и Ганса

Задумывались ли вы когда-нибудь, уважаемые читатели, а чем может быть интересен Татарстан для западного туриста? Чем способен ныне привлечь наш регион среднестатистического немца Ганса или англичанина (американца) Джона? Вопрос этот очень важен - так как индустрия туризма во многих странах приносит национальному бюджету огромные прибыли. А у нас в России, у нас в республике?

В застойные времена зарубежные гости приезжали в Казань как в город, связанный своей историей с именами великих людей - Владимира Ульянова-Ленина, Льва Толстого, Федора Шаляпина, Максима Горького и т.д. Но время идет - критерии меняются и в туризме. Каков же сегодняшний имидж Татарстана как турпродукта и в какой упаковке мы преподносим этот товар требовательным и избалованным в смысле комфорта западным путешественникам по миру, среди которых, как правило, много пенсионеров? Об этом и о многом другом состоялся заинтересованный разговор, в котором участвовали начальники отделов Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ Михаил ГЕРМОГЕНТОВ (отдел организации туристической деятельности), Евгения НОВИКОВА (отдел развития инфраструктуры туриндустрии) и наш корреспондент Валерий НУГМАНОВ.

В.Н.: - В год тысячелетнего юбилея Казани наблюдался невиданный ранее всплеск въездного туризма. Огромный поток гостей из многих регионов планеты при всем положительном эффекте этого явления стал в то же время настоящим испытанием для туристических организаций нашего города и республики и наверняка поставил перед ними ряд острых вопросов, вскрыл цепь серьезных проблем.

М.Г.: - Да, вы правы. 2005 год именно из-за 1000-летия Казани действительно стал знаменательным событием для развития туризма. Резкое возрастание количества приезжих уже само по себе заострило внимание на туризме, подвигло власти к решению многих бородатых проблем, значительно рельефнее, чем раньше, поставило вопрос о самом месте, занимаемом туриндустрией в экономическом поле республики. Сейчас стало очевидно, что пора принимать кардинальные документы в этом направлении. Но проект закона о туристической деятельности в РФ уже несколько лет обсуждается в Госдуме и никак не может пройти дальше. А пока нет федерального закона о туризме, нет особого смысла принимать его и на уровне республики. Однако движение вперед все же есть - претерпела изменение структура федеральных органов - из одного созданы два отдельных агентства - по физкультуре и спорту и по туризму.

Е.Н.: - Добавлю, что принята и федеральная программа развития туристических центров. Мы отправляем документы и считаем таковыми в Татарстане остров-град Свияжск и Елабужский музей-заповедник. Все это важно, потому что с 2007 года начнется федеральное финансирование подобных центров.

М. Г.: - Уточню, что и у нас в республике в структуре министерства создается управление по туризму и сейчас идет процедура конкурса на должность его начальника. Поощряется ныне и создание туристическо-рекреационных зон, внутри которых будут действовать налоговые льготы, вливаться инвестиции из федерального, республиканского, муниципального и частных источников. У нас такими зонами могут стать музеи-заповедники Казани, Елабуги, Булгар, Билярска, Зеленодольска.

Е.Н.: - Выгоды их эксплуатации при появлении современной инфраструктуры настолько очевидны, что мы задумываемся над осуществлением идеи татарстанского туристического Золотого кольца, наподобие существующего российского. Вот он, тот поистине золотой маршрут для Гансов и Джонов, который и нам может приносить немалые прибыли. А если внести в эти старые маршруты более современные черты? К примеру, тем же Гансам и Джонам очень бы захотелось побывать на КАМАЗе, чьи экипажи грузовиков каждый год выигрывают ралли Париж - Дакар и хорошо известны во всем мире. С огромным удовольствием западные туристы посетили бы Музей нефти в Альметьевске, ибо о проблемах, связанных с голубым топливом, все СМИ Европы и США трубят буквально каждый день. Не прошли бы они и мимо музеев вертолетного, моторостроительного и авиационного объединений. Так что налицо вкрапление, я бы даже сказала, вторжение промышленной темы в традиционное историко-культурное направление экскурсий.

В.Н.: - Но создание татарстанского Золотого кольца немыслимо без развития мощной гостиничной сети.

М.Г.: - Сдвиги в этой отрасли есть, не такие глобальные, какие хотелось бы, но все же. Наконец у нас в столице появился первый официально зарегистрированный и внесенный в разного рода каталоги пятизвездочный отель «Мираж». «Сафару» присвоена трехзвездочная категория. Но пока мы находимся у начала процесса. Да, руководство нашего гостиничного хозяйства умело воспользовалось бумом тотального прибытия, прилично взвинтило цены в период 1000-летия Казани и получило немалый доход. И пока оставило заоблачные цены на том же уровне. Но ведь празднование 1000-летия не может длиться вечно. И теперь к нам на такие высокие цены просто не поедут расчетливые янки и бюргеры.

Е.Н.: - Да что там немцы и американцы! Сейчас порядка 200 млн. китайцев готовы приехать туристами в тот или иной регион страны. Когда мы заключали договора с представителями Поднебесной, в частности с провинцией Шаньдунь, то поселили гостей в одной из гостиниц города. Но даже не самые высокие по нашим меркам цены там уже повергли их в тихую панику. А когда китайцы узнали о стоимости услуг в «Мираже», то они были просто в шоке. «Нет, в таких супердорогих отелях мы останавливаться никогда не будем», - решили они. Все это говорит о необходимости создания сети недорогих, но комфортабельных отелей, семейных пансионатов вокруг Казани: в Лаишевском, Зеленодольском, Высокогорском, Верхнеуслонском, Пестречинском, Арском районах. В каждом из прилегающих к столице РТ регионов можно отыскать свои специфические особенности. Вы представляете, зимняя рыбная ловля, в ходе которой лунку долбят пешней, а не с помощью более современных технических средств, станет для Гансов и Джонов невероятной экзотикой и произведет на них глубокое впечатление. Лишь бы после похода на просторы заснеженной Волги они смогли прийти в себя в комфортабельной обстановке.

М.Г.: - Нужно рачительно использовать и те возможности, которые имеем. В период проведения Спартакиады школьников России мы загрузили приезжими загородные лагеря и базы. И это направление надо развивать, условия этих баз и лагерей доводить до приемлемых и установленных во всем цивилизованном мире. У нас еще масса гостиниц никак не квалифицированных. Пора эти «нулезвездочные» отели доводить хотя бы до двух или трехзвездочной «крепости», и тогда к нам поедут студенты и школьники отовсюду.

В.Н.: - Существует еще масса проблем, сопутствующих развитию въездного туризма...

Е.Н.: - Поэтому развитие въездного туризма пока не может у нас обойтись без поддержки государства, без введения определенных льгот для фирм, им занимающихся. Пока в РТ только три десятка турфирм уделяют внимание местному туризму. Конечно же, остро нужны кадры для этого. Пока только ТИСБИ серьезно готовит специалистов этой отрасли. Но не хватает даже экскурсоводов. Есть старые опытные кадры, но молодой смены им нет. А та что есть порой доводит до туристов далеко не верную информацию

В.Н.: - Только в масштабе одной статьи не затронуть всех наболевших проблем. За ее рамками остались многие вопросы развития туризма. Приглашаем все заинтересованные стороны продолжить его на страницах нашей газеты.

 

 

Валерий НУГМАНОВ