Татарстану нужна киностудия

На днях татарстанская делегация вернулась из Египта, где проходил фестиваль искусств «Красное море». Одним из его участников был писатель и драматург Рабит Батулла, который рассказал «КВ» о том, как прошел кинофорум и какие награды привезли с собой татарстанцы.

news_top_970_100

- Какие фильмы были показаны на «Красном море»?

- Наша республика представила на фестивале шесть фильмов, четыре из которых были показаны в конкурсной программе. Документальные фильмы Салавата Юзеева «100 лет татарскому театру» и «121» завоевали приз «Золотой дельфин», я получил знак фестиваля (семигранную звезду) за сценарий короткометражного документального фильма «Решение Альмуша» о принятии ислама нашими предками булгарами. Было показано множество художественных фильмов студий разных стран, но мы, кроме короткометражных лент, ничего не смогли вынести на суд зрителей.

- Чем отличается «Красное море» от остальных фестивалей?

- Во время таких форумов народы рассказывают друг другу о своей стране посредством документального и художественного кино. Я с сожалением думал о том, что в Татарстане такое искусство, как художественное кино, практически отсутствует. Хотя в области кинематографии деятели искусств Татарстана были первопроходцами уже в начале прошлого века - первые фильмы с участием татарских кинематографистов появились восемьдесят лет тому назад. Картина «Шакалы Рабата», вышедшая на экран в 1926 году, где главную роль сыграл выдающийся татарский актер Халиль Абжалилов, имела большой успех. А постановочные бригады данного и других среднеазиатских фильмов того времени в основном были из татарских деятелей искусства. Потом появились татарский фильм «Булат батыр» и еще несколько фильмов, эти ленты до сих пор не потеряли своей художественной ценности.

Лет тридцать тому назад были попытки делать фильмы с участием татарских актеров и литераторов о Мусе Джалиле, о нефтяниках Татарстана по произведению Гарифа Ахунова «Клад». Оба фильма потерпели крах в художественном отношении. Сценарии к ним были написаны приглашенными сценаристами-халтурщиками. Да и сама книга «Клад» не имела высокой художественной силы, фильм заранее был обречен на провал.

Эдмасом Утягановым создан многосерийный телевизионный фильм «Приключения Мырауджана», который имеет успех и у детворы, и у взрослых - в его основе добротный литературный материал Наки Исанбета. Были еще попытки снять игровые фильмы на студии телевидения, которые не выдерживают серьезной критики, ибо постановщики не имеют литературного вкуса, а игра актеров оставляет желать лучшего.

- Какие проблемы нужно решить, чтобы татарстанский кинематограф наконец смог заработать в полную силу?

- Татарстан до сих пор не имеет своей студии художественных фильмов. Нам она очень необходима. Конечно, только студией вопрос не решится - нужны грамотные операторы, талантливые режиссеры и актеры. Давно возникла острая потребность в художественных фильмах, и тогда мы бы могли открыть миру духовное богатство татарского народа и его древнюю культуру.

news_right_column_240_400