«Театр&Музыка»: как осенний дождь на фестивале «Сайдашстан-2021» «вылился» в новый театральный проект
news_header_top_970_100

«Театр&Музыка»: как осенний дождь на фестивале «Сайдашстан-2021» «вылился» в новый театральный проект

Театр Камала включил в спектакль концерт Рустема Яхина.

Театр Камала открыл цикл «Театр&Музыка» спектаклем жизни и творчестве Рустема Яхина. Музыкально-театральная история посвящена 100-летию со дня рождения татарского композитора

Не для «галочки», или Как все начиналось

Режиссер постановки Айдар Заббаров выбрал для нее оригинальный подход – главного героя нет на сцене, но в зале он незримо присутствует. В одном из самых музыкальных театров Казани музыки стало еще больше – в исполнении оркестра под руководством Данияра Соколова и лучших певцов-камаловцев прозвучали песни и романсы Рустема Яхина. Более того, в спектакль включен и Концерт для фортепиано с оркестром, в котором солировал пианист, лауреат международных конкурсов Зульфат Фахразиев.

Камаловцам удалось создать к, казалось бы, традиционно-официальной дате совершенно необычное, даже душевное мероприятие. Спектакль «не для галочки» войдет в постоянный репертуар театра, в следующий раз его покажут 1 декабря. Начиналось же все… с отмененного концерта.

Обычно, ко дню рождения Салиха Сайдашева камаловцы выезжали с концертами в деревню Кзыл-Байрак, на родину композитора. В этот раз вечер на природе, который должен быть посвящен творчеству Рустема Яхина не состоялся – пошел затяжной дождь. Романсы пришлось отменить, «выехать» удалось на татарских народных песнях под баян в исполнении аксакалов театра.

В работе помогла племянница Рустема Яхина

Вспоминая о том, как создавался первый спектакль нового проекта, режиссер-постановщик Айдар Заббаров говорит, что идея принадлежит вовсе не ему. Он также отмечает, что и для него, и для театра новая постановка стала первым опытом работы в жанре, название которому пока трудно подобрать.

– Что я знал до этой постановки о Рустеме Яхине? Пожалуй, только то, что это выдающийся татарский композитор, автор музыки к гимну Татарстана. Теперь же мне посчастливилось открыть целый мир его музыки. Идея сделать спектакль-концерт, совершенно новая для меня форма разговора со зрителем, принадлежит Данияру Соколову. Спектакль не был запланирован – обычно в начале сезона мы обсуждаем и планируем, что представим публике в ближайший театральный год. Просто мы с дирижером хотели сделать некий перформанс по мотивам романсов, а тут я зашел на репетицию оркестра и наших поющих артистов, и так меня зацепили прозвучавшие романсы, что я понял – надо работать, подарить и зрителю такое чудо. Я всегда считал, что в каждой постановке нужно всегда вникать, прежде всего, в личность самого автора. Начал изучать материалы о Рустеме Яхине. В этом очень помогла племянница композитора Светлана Харитонова. Она много рассказывала о своем дяде и даже дала нам для работы сборник интервью о нем, которые давали современники Яхина. Вот отрывки из этих интервью-воспоминаний и звучат в нашем спектакле, обильно перемежаясь с его музыкой, – рассказал Айдар Заббаров.

Чем «посодействовал» Булгаков

Интересно и режиссерское решение спектакля. На вопрос, кто же главный герой постановки, Айдар Заббаров ответил, что это тот, кого, собственно, и нет на сцене. Никто из камаловцев не вышел в образе Яхина, но все говорили о нем. По словам Заббарова, он обратился к пьесе Михаила Булгакова «Последние дни (Пушкин)» – в ней тоже нет поэта непосредственно на сцене, но все персонажи говорят и вспоминают именно он нем. Так, заслуженные артисты Татарстана Ляйсан Рахимова и Раиль Шамсуаров, артисты Райхан Габдуллина, Айгуль Шакурова, Ришат Ахмадуллин поют и говорят о волнениях и боли композитора, любви и переживаниях, трудностях и удачах – «и это все о нем».

Стоит отметить, что Светлана Харитонова присутствовала на премьере. После спектакля она сердечно благодарила артистов и создателей за кулисами и даже внесла предложение. Племянница композитора пригласила артистов в дом, где жил и работал Рустем Яхин, чтобы сыграть на его рояле, в стенах его квартиры вновь спеть его сочинения и попить чай и его любимых чашек. Остается, что видеоотчет с такого «квартирника» появится на сайте театра.

«Здесь есть важная история – запели академические артисты»

Лучшая «роль второго плана» – даже язык не поворачивается так назвать роль оркестра Камаловского театра.

– На площадке театра я пытаюсь, и, по-моему, это неплохо получается, создать такой формат, когда не делится музыка и действие. Происходит органичный синтез двух видом искусства. Мы ушли от просто концерта, да и то, что это полноценный спектакль тоже пока сказать нельзя. Но здесь есть еще одна важная история – запели академические артисты. С ними сейчас серьезно работают педагог по вокалу Раида Ермохина, концертмейстер Варвара Бурова. На уровень вокала всегда обращалось пристальное внимание, потому что здесь идут и другие музыкальные спектакли – «Голубая шаль», «Зятья Гэргэри», а в будущем сезоне мы планируем новые музыкальные премьеры.

Еще один нюанс – не все вокалисты могут так четко и эмоционально донести смысл и душу романса, как это делают актеры. То, чего добивался Рустем Яхин – камерность и душевность романса – удалось передать на сто процентов в первом спектакле нашего музыкального цикла. Плюс показана театрализованная биография композитора, а не просто «сухой» рассказ или выдержки из жизни – такой формат подачи музыкального материала особенно важен для молодых музыкантов, – уверен Данияр Соколов.

Приглашенные солисты и «папин аккомпаниатор»

Вместе с ветеранами оркестра Камаловского театра и молодыми, еще не опытными музыкантами в спектакле приняли участие и солисты оркестра оперного театра им. Джалиля – виолончелист Сергей Пономарев и Алексей Власов. Они приехали в Казань из оркестра Теодора Курентзиса и дополнили звучание театрального музыкального коллектива.

– Музыканты такого высокого профессионального уровня нам очень нужны, я надеюсь на дальнейшее плотное сотрудничество с ними, – отметил дирижер.

Нужно отметить, что Концерт для фортепиано с оркестром Рустема Яхина – очень сложный музыкальный материал. Несмотря на то, что это одно из ранних сочинений – дипломная работа в Московской консерватории, она стала явлением в музыкальной культуре.

– Надо всячески пропагандировать наших национальных композиторов, тем более, что этот концерт часто исполняется не только в России, но и за рубежом. Это жемчужина его творчества. Сам ведь Рустем Яхин был пианистов, без рояля просто жить не мог, все его романсы, произведения просто немыслимы без этого инструмента. Мне, например эта музыка очень близка, с детства. Помню, как аккомпанировал папе «Сонет Шекспира» на музыку Яхина. Всегда слушал его романсы, а когда поступил в Казанскую консерваторию, участвовал в конкурсе имени Рустема Яхина и завоевал на нем лауреатское место. Он заслуженно является не только ярчайшим композитором Татарстана, но и всей страны, имеет мировое признание, – поделился Данияр Соколов.

Обязательный концерт для пианиста с татарской фамилией

Пианист, преподаватель кафедры специального фортепиано Казанской консерватории Зульфат Фахразиев начал сотрудничать с театром Камала летом этого года с фестиваля «Сайдашстан», который, как мы писали выше, состоялся не в полном объеме. Однако совместная работа над новым проектом продолжилась. Результат – концерт в финале спектакля.

– Впервые музыку Рустема Яхина я услышал в раннем детстве, мне и пяти лет тогда не было. Я из музыкальной семьи, и гости к нам приходили такие же творческие – все праздники проходили под музыку и песни. Из радио, по телевидению национальная музыка звучала значительно чаще. Я считаю, что в произведениях Яхина отражена сама суть и глубина души татарского народа, его лирика, бесконечные мелодии с распевными интонациями. Концерт фортепиано с оркестром показывает высокий уровень не только композитора, но и пианиста – диплом Московской консерватории о многом говорит. Это, кстати, и объясняет всю техническую трудность с музыкальной точки зрения самого Концерта.

Кроме того, в нем чувствуется и влияние русских романтиков – Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, их лиричность и напевность.  Это тот концерт, который должен быть в репертуаре каждого пианиста, во всяком случае, пианиста с татарской фамилией. Его великолепно исполняли и Флора Хасанова, и Марат Сиразетдинов, часто его играет и нынешнее поколение пианистов, – рассказал Зульфат Фахразиев.

Ради чего стоит ждать зиму

Для завсегдатаев Камаловского театра исполнение большого концерта для фортепиано с оркестром стало новшеством. Если песни часто звучат здесь, то инструментальное произведение, более сложное для восприятия, для театральной сцены стало открытием. Однако режиссер гармонично и аккуратно вписывал в действие реплики из фортепианного концертов, в том числе и Рахманинова. Так зритель был подготовлен к необычному финалу. Именно основываясь на реакцию публики, руководство театра решило повторить спектакль-концерт в первый день зимы.  Напомним только, что с 15 ноября вход на все спектакли возможен только с QR-кодом.