Решение о продлении до 1 октября текущего года действующей системы техосмотра для легковушек объявил сам премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Так что и у автовладельцев, и у владельцев пунктов техосмотра времени теперь достаточно, чтобы и технически, и морально подготовиться к грядущим переменам. По новым правилам с 1 марта будут осматривать только автобусы.
Так что все же изменится для тех, кто приедет на ТО осенью?
Об этом на встрече с журналистами рассказали начальник Управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов и заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров.
Во-первых, начнем с того, что проходить техосмотр не нужно новым автомобилям — в возрасте до 4 лет. Один раз в два года должны ехать на ТО владельцы машин, которым от 4 до 10 лет. Если транспортное средство старше 10 лет, проверять его придется ежегодно.
Постановление, подписанное Михаилом Мишустиным, продлевает до 1 октября 2021 года срок действия диагностических карт, истекающий в период с 1 февраля 2021 года по 30 сентября 2021 года. До осени водителям с такими документами не потребуется проходить ТО, диагностические карты продлят автоматически. Например, если срок действия карты закончился 1 марта, на техосмотр нужно ехать 1 октября. Если же карта действует до 29 сентября, ТО проходить нужно будет 30 марта 2022 года.
А вот для тех, кому подойдет срок прохождения ТО своего авто с 1 октября и далее, будут действовать новые правила. Они предусматривают обязательное фотографирование транспорта до и после ТО. После проверки эксперт оформит диагностическую карту в электронном виде и подпишет ее усиленной цифровой подписью. Все это потребовало обновления материально-технической базы пунктов техосмотра, из-за чего и пришлось отложить нововведения.
Предполагается, что новый порядок ТО положит конец практике покупки диагностической карты без фактического прохождения техосмотра. А сами пункты техосмотра обязали подтверждать каждую проверку технического состояния машины фотографиями и все сведения направлять в базу данных Госавтоинспекции. Кстати, при проверке легковых машин инспекторы ГИБДД присутствовать не будут, но у них будут другие способы контроля за работой пунктов. Информацию о пройденных ТО машинах пункты передают в Единую автоматизированную информационную систему технического смотра (ЕАИСТО), которая находится в ведении МВД. Так что сотрудники ГИБДД смогут видеть, сколько диагностических карт в день выдал определенный пункт и каким машинам.
Как пояснил Габдурахманов, есть утвержденное время прохождения ТО для каждого транспорта, и если пункт в день способен проверить 10 автомобилей, а выдал диагностические карты 20 водителям, это повод для внеплановой проверки. Если нарушение подтвердится, оператора оштрафуют и могут лишить его аккредитации, без которой работать он не сможет.
За выдачу карты без фактического прохождения ТО операторов оштрафуют, причем на кругленькую сумму. Штраф для административных лиц предусмотрен в размере от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 до 300 тыс.
К новым правилам техосмотра оказались готовы не все пункты прохождения ТО. Как отметил Ленар Габдурахманов, с начала года число пунктов ТО в Татарстане уже сократилось с 164 до 104. Информация обо всех пунктах доступна в реестре на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). По мнению главы татарстанской Госавтоинспекции, этих действующих в республике пунктов вполне достаточно, если нагрузка на них будет равномерной. Но с учетом продления действия диагностических карт нагрузка может серьезно вырасти осенью. Поэтому он обратился к автовладельцам с предложением:
— Мы настоятельно рекомендуем гражданам не дожидаться последнего дня, а проходить техосмотр все-таки планово, чтобы проблем со временем прохождения не возникало, — посоветовал руководитель ведомства.
Добавим, что фору до осени дали все же не всем. Техосмотр по новым правилам с 1 марта обязаны проходить автобусы. Более того, вот здесь-то при проверке технического состояния автобусов сотрудники Госавтоинспекции будут присутствовать и лично подтверждать прохождение осмотра. Почему такое особое внимание к автобусам? Вызвано это тем, что, например, в прошлом году в Республике Татарстан выявили 354 автобуса с неисправностью рулевого управления и тормозной системы, а за два месяца 2021-го — еще 23. Как отметил Ленар Габдурахманов, после смертельных аварий с автобусами выяснялось, что техническое состояние этих транспортных средств далеко от идеала, и его удивляет, как некоторые из них проходили ТО.
В завершение добавим, что Госавтоинспекция Татарстана планирует до конца года внедрить еще одно новшество. Установленные на дорогах и уже действующие комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД теперь научат еще и определять отсутствие полиса ОСАГО.
СПРАВКА «КВ»
Стоимость техосмотра в РТ не менялась с 2011 года и для легковых авто в возрасте от 5 до 10 лет составляет в среднем 400 рублей.