Заманчивое предложение
На одном из сайтов бирж вакансий случайно попалось на глаза любопытное объявление: «Группа молодых художников ищет терпеливую натурщицу, работа вечерняя и по выходным, оплата почасовая». Кажется, неплохой вариант для подработки! Созвонилась с работодателем, по телефону узнала некоторые подробности и договорилась о встрече. Как оказалось, живописцы ищут натурщицу для позирования в нижнем белье, академический час работы стоит 60 рублей, позировать нужно три раза по 6 часов на протяжении двух недель. Работа для ленивых - особых усилий не требуется, удобный график и неплохой бонус в виде заработной платы в 2160 рублей. Смущало лишь то, что нужно демонстрировать практически обнаженное тело. Но любопытство взяло вверх!
В чем мать родила
В фойе творческой мастерской меня встречает внешне приятная девушка Татьяна, которая ведет по длинной ажурной лестнице в кабинет, где мне предстоит работать. Пока поднимались, у нас завязался разговор.
- Много человек откликнулось на вакансию?
- Всего человек пять-шесть, художники действительно испытывают нехватку натурщиков и натурщиц: не каждый готов потратить время на работу, где приходится часами замирать в одной позе. Нередко натурщики уходят в загул, а это тормозит процесс написания картины.
- А внешность натурщика имеет значение?
- Нет, работать может абсолютно каждый, нам ведь важна анатомия тела. Мы, например, часто рисуем пенсионеров, они всегда откликаются на объявления и являются самыми надежными работниками. А вообще женщин художники любят фигуристых, чтобы было что рисовать, а мужчин - атлетических, с ярко выраженным анатомическим строением тела.
Так мы с Татьяной дошли до моего рабочего места. В светлой просторной аудитории царил творческий беспорядок: хаотично расставленные мольберты, холсты, на столе карандаши, в углах гипсовые головы, различный реквизит, а в воздухе витал запах свежей краски. Сегодня меня будут рисовать 12 начинающих художников: 9 девушек и 3 парня.
- Олег Петрович, познакомьтесь, это Александра, наша новая натурщица, - обратилась Татьяна к мужчине средних лет.
- Прекрасно, мы всегда рады новому лицу, особенно такому хорошенькому, проходите, чувствуйте себя как дома и приготовьте документы для оформления, - отозвался учитель Олег Петрович.
Документы?.. Но о них меня не предупредили! Как потом объяснил Олег Петрович, мое трудоустройство будет оформлено по трудовому договору, поэтому в следующий раз необходимо принести соответствующие документы.
- По работе вам все рассказали? Позировать нужно обнаженной, но в плавках, это вы знаете, да? - поинтересовался учитель.
Вот это новости! Такого поворота событий я не ожидала… Хотелось уйти в ту же минуту, но учитель остановил:
- Это странно, что вам не рассказали обо всех нюансах работы, но вы поймите, художнику совсем безразличны ваши формы, нам главное - отобразить анатомию тела, поэтому не стесняйтесь и не накручивайте себя, ведь это искусство, - заверил Олег Петрович.
Слова учителя подействовали... Раз пришла, нужно довести дело до конца. Ох уж эта любовь к авантюрам!
Живая вазочка
Успокоившись после беседы с Олегом Петровичем, захожу за ширму для переодевания. В это время художники вместе с учителем натягивают холсты, устанавливают мольберты, подготавливают для меня рабочее место.
Было страшно выходить из-за ширмы - на пляже в купальнике иногда стесняешься, а тут практически нагая да при незнакомых людях!
- Александра, вы готовы? - поинтересовался учитель.
Медлить нельзя, нужно выходить. Сосчитав про себя до трех и набрав полную грудь воздуха, вышла…
Передо мной стоял стул, обмотанный зеленой тканью, сверху подсвечивала большая лампа, а по бокам - два обогревателя, видимо, чтобы я не замерзла.
Олег Петрович посадил меня на стул и показал несложную позу, в которой предстояло просидеть аж 6 часов. Художники, вооружившись мольбертами, холстами и карандашами, принялись за работу.
Было так стыдно, что хотелось скорее уйти. Еще бы, не каждый день на твои формы глазеет целая группа, однако смущались и молодые люди. Неловкость витала в воздухе. Но через 15 минут стеснение как рукой сняло. Появилось ощущение, что из человека я превратилась в вазу, как предмет воспринимали меня и живописцы.
К удивлению, атмосфера была не совсем рабочая - художники общались между собой, обсуждали фильмы, книги, погоду. Временами заходил учитель, чтобы поругать или похвалить кого-то из учеников:
- Ты посмотри, как падает тень от ее ноги, - тыкал пальцем в меня Олег Петрович. - Ребята, следите за пропорциями.
…Сижу уже 30 минут, чувствую, как затекает спина, хочу почесать руку, но двигаться нельзя. Чтобы хоть как-то скоротать время, пытаюсь заговорить с художниками:
- А перерыв скоро будет?
- Это по вашему желанию, вообще, в идеале тайм-аут делают через каждые 45 минут, но вы новичок, поэтому можно прерваться сейчас, - ответила одна из художниц.
Ура! Накинув на себя халат, пытаюсь встать и понимаю, что не могу ни согнуться, ни разогнуться. Спина затекла так, что даже больно стоять. Немного размявшись, прохожу мимо холстов и вижу, что за полчаса живописцы набросали всего лишь контуры моей фигуры. Сколько же еще позировать?
- Рисовать с натуры всегда тяжело, тут главное - пропорции, ведь мы большое внимание уделяем строению тела, даже специально изучаем анатомию, чтобы знать, где какая кость находится, - объяснила художница Фарида.
Десятиминутный перерыв пролетел незаметно. Скинув с себя халат, снова чувствую скованность. Мою зажатость увидели и живописцы.
- Расслабьтесь, откиньтесь немного назад, - посоветовали ребята.
Чувство неловкости сменилось ощущением неудобства - боли в спине, затекла рука так, что даже пальцами трудно пошевелить. Начало клонить в сон. Спасали непрерывные разговоры художников. Так прошли мои самые долгие 5 часов… Когда Олег Петрович объявил, что рабочий день окончен, я почувствовала неописуемую радость, а еще удовольствие от ощущения одежды на себе.