Казанцы стали реже ходить на концерты и выступления музыкантов. Цены на музыкальные инструменты, технику и расходники выросли. На импортозамещение особой надежды нет. Мнения казанских музыкальных деятелей и музыкантов о текущей ситуации на музыкальной сцене города — в материале «КВ».
Как санкции отразились на музыкальном мире Казани?
Создатель, художественный руководитель и главный дирижер Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов рассказывает, что в марте в Казани проходил десятый международный фестиваль L’arte del arco. «Поскольку он юбилейный, мы пригласили очень интересных солистов, в основном, все солисты были иностранцами, — говорит наш собеседник. — Точнее, должны были быть, за неделю они сообщили, что не смогут приехать, так как министерства культуры их стран запрещают уезжать на гастроли в Россию. Мы смогли только одну японку пригласить на фестиваль, и то только потому, что она в это время оказалась в России».
По словам Абязова, оркестру в течение недели пришлось сделать «импортозамещение»: «Мы пригласили вместо иностранцев российских музыкантов, но очень хороших. У нас обычно три концерта — один в Казани и два выездных, в Челнах и Нижнекамске. И там нам говорили, мол, привозите всегда наших, они гораздо лучше».
«Санкции отразились в первую очередь на настроениях публики, — объясняет гитарист рок-группы «Дом кукол» Олег Бурилов. — Часть концертов стала отменяться, часть — переноситься. Посещаемость концертов упала, потому что люди начали тратить меньше денег на сферу развлечений».
«На сцену оказали влияние, скорее, не санкции, а текущее финансовое состояние граждан, — согласен барабанщик кавер-группы Dorogudo Макс Мусин. — Наш заработок напрямую зависит от количества заказов, их снижение началось еще во времена пандемии, когда в одночасье отменились все концерты, выступления, корпоративы и прочие массовые мероприятия. Не успели мы выдохнуть после пандемии, как началась спецоперация».
По словам Мусина, концерты и корпоративы сейчас начинают понемногу возвращаться, но большинство людей ждут разрешения ситуации с Украиной, поэтому не торопятся проводить увеселительные мероприятия и, в принципе, тратить деньги, которых и так стало очень мало.
Музыкант-мультиинструменталист, лидер группы YaineYa Семен Самойлов предполагает, что санкционный кризис не сказался на музыкальной сцене Казани, за исключением привозов зарубежных артистов, которые в очередной раз, но теперь уже не из-за ковида, отменили свои туры.
«Цены на струны дико повысились»
«Маленький выбор музыкальных инструментов, техники и расходников конкретно в Казани, как по мне, был всегда, но он, скорее, продиктован отсутствием спроса, дефицитом это назвать сложно, — рассказывает Самойлов. — А цены постоянно растут, и к этому уже многие привыкли. Многие успели урвать струны пачками по старым ценам, и из-за этого были и есть некоторые перебои. Я лично пока просто ничего не покупаю».
«Дефицита музыкальных инструментов в целом в данный момент не наблюдается, все можно купить и заказать, но с моей точки зрения это ненадолго, — делится мнением Мусин. — Сомневаюсь, что европейские и американские бренды продолжат официальную работу в России».
Наш собеседник сетует, что цены взлетели на уже лежащие на складах товары: «Простой пример — дешевая условно китайская ударная установка, стоившая раньше 40 тысяч рублей, сейчас стоит 70 тысяч».
«Среди музыкантов был популярен лайфхак: заказывать музыкальные инструменты в полтора раза дешевле на зарубежных сайтах, — говорит музыкант из групп «Ледокол Пушкин» и qaynar Сергей Костюжов. — Сейчас эти сайты не доставляют продукцию в Россию. Несколько моих знакомых музыкантов планировали купить себе новое оборудование, инструменты — больше не планируют».
По словам Бурилова, дефицит инструментов и приборов на рынке есть. «Если раньше, когда мы приходили в московские и прочие гитарные мастерские, инструменты были представлены в шоурумах, то сейчас все под заказ, — говорит он. — Слава богу, все необходимое оборудование у нас есть, мы столкнулись только с дефицитом струн. Цены на струны дико повысились».
Например, струны Elixir, на которых играют Бурилов и басист «Дома кукол» Сергей Каргин, подорожали почти в два с половиной раза. «Там, где мы раньше брали эти струны, их больше нет, надо искать какие-то другие каналы, — говорит гитарист. — На пике повышения цен комплект из пяти струн на бас-гитару стоил порядка 12-14 тысяч рублей. Это трэш просто — за комплект струн 14 тысяч отдавать».
«Профессионал не стал бы использовать отечественные расходники»
«Я пользуюсь струнами Pirastro Chromcore, раньше они стоили в районе 3-4 тысяч рублей, сразу после спецоперации стали 7 тысяч, сейчас 11, — делится альтистка одного из казанских оркестров Елена Шипова. — Зарубежные расходники гораздо качественнее. Как-то попробовала играть на российских струнах «Тоника» и очень пожалела — звук инструмента стал абсолютно плоским и некрасивым».
По словам Шиповой, бывает, что новые струны со временем разыгрываются, и звук становится приятнее, но у нашей собеседницы одна из струн лопнула спустя 3-4 дня занятий, а использовать струны из разных комплектов опасно тем, что они могут сильно отличаться по звуку. «Поэтому пришлось ставить новый комплект привычного Chromcore, — рассказывает Шипова. — С канифолью похожая ситуация — дешевая ухудшает звук и портит струны, поэтому лучше купить дорогую. Я пользуюсь канифолью Kolstein, ее хватает на 3-4 года, раньше такая стоила 2-3 тысячи рублей».
«Я даже не знаю, есть ли на сегодняшний день отечественные аналоги струнам, — говорит Абязов. — Когда я был студентом Московской консерватории, было очень трудно купить импортные струны. Тогда струны выпускали мастерские Большого театра. Потом импортные, брендовые расходные материалы, не только струны, но и канифоль, которая у нас была тоже очень неважного качества, перекрыли все пути выхода нашего отечественного».
По его словам, ни один профессиональный музыкант не стал бы использовать отечественные расходные материалы, имея под рукой известные зарубежные бренды. «Если в России и выпускают струны, то их можно использовать, например, в детских музыкальных школах, не более того», — уверен Абязов.
Спасет ли казанскую музыку импортозамещение?
По мнению Самойлова, импортозамещение музыкальных инструментов возможно, но он не уверен в его экономической целесообразности на данный момент. «Все равно большая часть товаров к нам приходила из «дружественного» Китая, — говорит наш собеседник. — Товарами российского производства я особо не пользовался, но буду рад, если такие появятся и займут свою нишу хотя бы в бюджетном сегменте».
«В России могут делать хорошие микрофоны «Октава», и это все, что мне известно по музыкальному масс-маркету, — рассказывает Костюжов. — Бывают локальные мастера, которые делают хорошие и интересные музыкальные инструменты, например, гитары или синты, но это вряд ли масштабируемая история. А еще эти инструменты, скорее, для фриков или музыкантов, у которых уже все есть, и они просто ищут что-то необычное».
Шипова считает, что струны импортозаместить вряд ли получится. «Качество отечественных сильно уступает и годится разве что для музыкальных школ, но никак не для профессиональных оркестров, — говорит она. — Мнение о том, что иностранные расходники лучше — всеобщее».
«Импортозамещение в музыкальной сфере частично есть, например, существуют хорошие отечественные аналоги гитар и приборов, но со струнами просто беда, — рассказывает Бурилов. — Струны, которые производятся в нашей стране, можно поставить на акустическую гитару, но они разовые. Их хватит, грубо говоря, на одну пьянку, на одну репетицию, на один концерт — отыграть и выбросить потом, на большее они неспособны. Да и то, нет гарантии, что струна предательски не лопнет посередине концерта».
Бурилов считает, что делать струны не так уж и сложно, необходимо просто отработать технологии. «Если кто-то у нас это начнет делать, и у него получится хотя бы уровень струн Ernie Ball, это будет просто бомба», — резюмирует он.