Письмо номера
Такое на трассе я испытала впервые. Автобус ехал со скоростью 90 км/ч. Он успел проехать мост на аэропорт и РКБ. А потом мы, 12 пассажиров и водитель, стали свидетелями жуткого происшествия. Водитель вдруг резко затормозил, мы полетели со своих сидений. А женщина, сидевшая на переднем кресле, закричала: «Куда она идет? Куда?» Потом был сильнейший удар. Мы рванулись к переднему стеклу посмотреть, что случилось. На асфальте без движения лежала женщина лет сорока. Пассажиры вышли из автобуса, начали звонить в «скорую» и ГИБДД. Самые отважные склонились над пострадавшей. Когда я дозвонилась до не-
отложки, то долго и безуспешно пыталась объяснить, где мы находимся. Пока наконец один мужчина точно не назвал место. Мы ждали неотложку с минуты на минуту. Но через 15 минут после ДТП женщина скончалась. «Скорая» же появилась только через полчаса. Медики за пять минут осмотрели тело и уехали. Зато расследование ДТП и опрос свидетелей продолжались около трех часов. Пассажирам пришлось ждать следующего рейса. За это время милиция установила данные погибшей и закончила наш опрос.
Вскоре мы поехали, но практически все не могли успокоиться. Я, например, задавала себе вопросы. Почему, когда связалась со «скорой», медики настойчиво пытались узнать состояние пострадавшей, потом созванивались с центральной диспетчерской, не спеша на вызов? А приехав, первым делом спросили: «Кто звонил?» Во-вторых, непонятно, почему после расследования тело продолжало лежать на дороге в луже крови? Где службы, которые занимаются подобными трагедиями?
Гузелия Ханипова
Нет ничего дороже жизни
Прокомментировать это письмо мы попросили директора Республиканского центра медицины катастроф, кандидата меднаук Фарита Ахмерова:
- К сожалению, такие драмы на дороге не единичны. В подобных случаях необходимо звонить по телефонам 112 или 911. Вы попадете к оперативному дежурному МЧС. И тогда ваша основная задача, как можно точнее объяснить, где случилось происшествие. До приезда «скорой» первую медпомощь пострадавшему обязан оказать водитель автобуса. Когда травмы и повреждения бывают нетяжелыми - все сводится к оказанию простейших приемов медицинской помощи. Однако каждый человек должен быть готов в пути к серьезным происшествиям, при которых могут потребоваться меры по спасению человеческой жизни и даже реанимация, как, например, при остановке дыхания. В подобных случаях все решает точная и быстрая оценка необходимых действий. Весьма важно точно представлять, что делать в первую очередь и каков последующий порядок неотложных действий.
Статистика неумолима. Каждую неделю в среднем на дорогах республики получают ранения около 200 человек и примерно 20 погибают на месте происшествия. С 1 января этого года погибшими считаются умершие в течение 30 суток после ДТП. Безусловно, свою роль здесь играют различные факторы - качество дорожного полотна и транспортных средств, скорость, близость и оснащенность больницы. Что касается последнего пункта, то хочется отметить отличную оснащенность Мамадышской районной больницы. Хочу подчеркнуть, что если «скорая» приезжает на место вызова в течение 30 минут, это считается нормой. Немаловажны и так называемые неуправляемые факторы. К ним относятся человеческий фактор и погодные условия. Мы же можем влиять только на управляемые факторы.
Еще один важный момент. При подготовке будущих водителей изучению оказания первой медицинской помощи уделяется всего 2 часа. Но по нормам же должно быть 24 часа. Каждый из нас является либо водителем, либо пассажиром. Но всем необходимо помнить, что дороже человеческой жизни ничего нет, и делать все по ее спасению.
КСТАТИ
Правительство России включило в этом году РТ в федеральную программу по совершенствованию организации медпомощи пострадавшим в ДТП, сообщил во вторник в Кабмине РТ министр здравоохранения Айрат Фаррахов. В республику поступят санитарный автотранспорт (реанимобили класса С) стоимостью 67,425 млн руб. и субсидии на приобретение оборудования на сумму 189,335 млн руб. Санитарный автотранспорт и оборудование будут поставляться в медучреждения республики, расположенные вдоль федеральной трассы М-7. Все автомобили оснастят системой ГЛОНАСС с единым управлением. Разработан эффективный способ доставки пациентов в больницы. По словам министра, реализация проекта позволит снизить показатели смертности и инвалидности пострадавших в ДТП.