ТРАМВАЙ СОРОК ПЕРВОГО ГОДА

ТРАМВАЙ СОРОК ПЕРВОГО ГОДА

news_top_970_100

В годы Великой Отечественной войны вся трудовая Казань работала на оборону. В заводских цехах висели плакаты: "Все для фронта, все для Победы!", "Что ты сделал сегодня для фронта?" и многие другие. Люди трудились по 12 - 14 часов в сутки без выходных, многие оставались ночевать прямо в цехах, чтобы не тратить силы и время на дорогу.

И немудрено. Я, например, жил в Суконной слободе, а работал на заводе 16. Единственным транспортом, на котором добирались на смены создатели двигателей и самолетов, были деревянные трамваи 9-го маршрута, которые частенько выходили из строя. Да и как им было не ломаться, когда казанцы облепляли вагоны словно мухи. Люди ехали не только в салонах, забитых до отказа, но и на специальных подставках, расположенных с внешней стороны вагонов, а также на крышах. Естественно, кондукторам было нелегко обилечивать всех пассажиров, и многие ехали зайцем. Трамваи военных лет представляли собой весьма причудливую картинку.

Ясно, что в часы пик многим приходилось идти пешком через весь город. Очень трудно было зимой. Особенно лютыми выдались морозы в сорок первом году. Чтобы не опоздать на работу, нужно было выходить за два-три часа до начала смены. Если повезет, заберешься в вагон, но часто шли пешком. Многие, чтобы не замерзнуть, оставались ночевать на заводе. Излюбленным нашим местом ночлега был термический цех, где всегда стояла жара. К тому же в наших домах, общежитиях, школах рабочей молодежи было холодно, так что мы и работали, и учились, и спали в верхней одежде.

Мы, мальчишки, заменили во время войны отцов и братьев, ушедших на фронт, не только на заводах, но и в семьях. Чтобы как-то прокормить матерей и младших сестер и братьев, мы с другом Борькой Криницыным брали двуручную пилу, топор и шли на Суконный базар, чтобы получить заказ на распиловку дров, которыми отапливалось большинство домов в городе.

Это было суровое время с затемнением на окнах и режимом военного положения. К чести казанцев, они выдержали все испытания. Наши заводы давали фронту самолеты, моторы, боеприпасы, военное обмундирование, оптические приборы... И когда 9 мая 1945 года впервые остановилась работа цехов, мы знали: в этой долгожданной Победе была и частица нашего труда.

Николай ПАНИН, ветеран трудового фронта.

Мы объявили конкурс среди наших читателей на лучшие воспоминания о том героическом времени под названием «Мгновенья Великой Победы».
Это могут быть отрывки из солдатских мемуаров, боевые эпизоды из жизни ныне живущих или покойных защитников Отчизны, рассказы тех, кто трудился на казанских заводах в 1941 - 1945 годах.
Итак, все, кто захочет участвовать в нашем юбилейном конкурсе, могут присылать или приносить свои материалы по адресу: 420066, г. Казань, а/я 231, ул. Чистопольская, 5, или отправлять их по электронной почте:
kazved@mail.ru. Телефоны для справок: 42-98-16, 42-98-26.
Всех победителей и призеров ожидают фирменные дипломы нашей газеты и памятные призы.

news_right_column_240_400