«Три аршина земли»: сжечь отчий дом и спустя десятилетия вернуться на родину

У повести «Три аршина земли» Аяза Гилязова сложная, драматичная судьба. Изданная в 1962 году, она вызвала эффект разорвавшейся бомбы.

news_top_970_100

История начинается в 30-е годы XX века во времена коллективизации и раскулачивания. Сын богатого крестьянина Мирвали против воли отца женился на бедной девушке Шамсегаян. Отец прогнал молодых из дома. После смерти родителей Мирвали с женой возвращаются домой. В деревне образовался колхоз, и на общем собрании односельчане решают отобрать имущество у сына «кулака». Мирвали от отчаяния сжигает отчий дом, а сам с Шамсегаян уходит из деревни. И только спустя 30 лет возвращается, чтобы исполнить последнюю волю умершей жены - похоронить ее на родине. 

В разные годы пьесу по повести «Три аршина земли» пытались поставить в нескольких театрах. Но спектакли запрещали, потому что они казались чиновникам слишком острыми, идеологически опасными для советских людей. 
Прошли годы, прежде чем эта драма заняла достойное место в репертуаре многих театров. В 1997 году «Три аршина земли» на сцене театра им. Г.Камала поставил Марсель Салимжанов. И вот на днях в Татарском государственном театре драмы и комедии им. К.Тинчурина была представлена новая версия сценического воплощения легендарной пьесы в постановке режиссера Ильгиза Зайниева. 

- Я давно хотел поставить «Три аршина земли», и когда поступило приглашение от театра Тинчурина поставить спектакль, предложил именно эту пьесу, - рассказал Ильгиз Зайниев. - Это глубокая, философская притча о жизни и смерти, актуальная во все времена. В пьесе много смысловых пластов, и у каждого режиссера, у каждого театра получалась своя история.

- А какой пласт оказался интереснее для вас? 
- Понятно, что главная тема - ностальгия, возвращение. Но для меня была важна не только линия главного героя, но и его жены. Насколько женщина способна к самопожертвованию ради любви, ради любимого мужчины... Мирвали и Шамсегаян прожили непростую долгую жизнь, через все несправедливости, невзгоды и горести прошли вместе. И когда Шамсегаян поняла, что скоро умрет, попросила мужа похоронить ее в родной деревне.

- Как вы считаете, готовы ли современные зрители воспринимать спектакли на такие серьезные темы? 
- Я думаю, неправильно считать, что театр должен только развлекать. Должны быть и спектакли, которые могут заставить человека задуматься о чем-то важном, задать себе, может быть, неудобные вопросы и попробовать найти на них честные ответы.

Своими ощущениями после премьеры поделился автор музыки к спектаклю «Три аршина земли» Эльмир Низамов:

- Любая премьера - это волнительно. Тинчуринский театр для меня родной. Здесь звучали мои мюзикл «Алтын Казан» и опера «Черная палата». Но для драматических спектаклей этого театра раньше не писал. Для меня это ново. Я знал, что в театре есть ансамбль. Приятной неожиданностью стало то, что ансамбль разросся до небольшого оркестра. Работать было легко и интересно. 

news_right_column_240_400