ШИРОКАЯ ЯРМАРКА. Два больших павильона, где представлены картины, статуэтки, сувениры, изделия рукодельниц. На старинных ярмарках подобные вещи назывались красным товаром, а еще узорочьем. И здесь красок и узоров в избытке. Еще необычные звуки - поют переливчатые свирели и глиняные свистульки, гудят тибетские чаши, звенят колокольчики (бронзовые, фарфоровые, хрустальные) и даже бубенцы на наряде экзотической заезжей шаманки. Можно часами бродить, разглядывая, выбрать небанальный подарок для себя, и не только, или порадовать ребенка необычной игрушкой.МАСТЕР-КЛАССЫ. А можно чему-нибудь поучиться. Проводятся мастер-классы по рукоделию, лепке, живописи для детей и взрослых, «ликбез» для начинающих и курсы усовершенствования для мастеров. Знакомая художница-керамистка радостно сообщила, что теперь знает, как «делать ротик зверушкам повыразительней». А я училась собирать розу из лоскутков и элегантно завязывать шелковый шарф. Изобилие рукотворной красоты даже дилетантов вдохновляет на попытки что-то сделать своими руками. ДЛЯ ЧЕГО УЧАСТВУЮТ. Атмосфера творчества, обмена идеями привлекает на выставку казанских художников и мастеров не меньше, чем возможность реализации своих изделий. Некоторые из тех, кто не стал в этом году выставляться, все равно бродили в павильонах - надо же посмотреть, каковы тенденции развития моды, кто что придумал. Чужая идея нередко оказывается отправной точкой, а вещь получается совсем другой. У меня на глазах к мастерице, продававшей декоративные шейные платочки, подошла дама и показала свой, сшитый по образцу ее изделия, но дополненный так, что та ахнула и принялась в свою очередь срисовывать фасончик.ПОЧЕМУ ОТКАЗЫВАЮТСЯ. Но почему многие из участников «Арт-галереи» прошлых лет нынче не выставлялись? Арендная плата снова поднялась. Та же керамистка лишь за день до закрытия выставки с облегчением сказала, что только сегодня «отбила» продажами свой взнос за аренду. Правда, надо признать, что вызывавшая особые нарекания практика дорогих входных билетов для посетителей - потенциальных покупателей, смягчилась, теперь цена символическая. Но многих художников, особенно из других городов, отпугнул менеджмент организаторов предыдущих лет. Некоторые из кочующих по выставкам из города в город коробейников с узорочьем стали объезжать Казань. И достаточно ли делается для того, чтобы привлечь к выставке внимание казанцев? Посетителей могло бы быть и побольше. ТРЕБУЕТСЯ РАЗВИТИЕ. Вариться в своем соку неполезно - мешает столь необходимому «кровообращению» в художественной среде. А это требуется не только ради «вздохов на скамейке» любителей прекрасного. Производство и реализация сувениров - важная составная туристического бизнеса, а Татарстан все больше входит во вкус доходов от туризма. Казанской «сувенирке», хотя и неплохо раскрученной в последние годы, необходимо развиваться. Не секрет, что основной доход дает конвейерная массовка вроде магнитиков, изготавливаемых по большей части в Китае: там дешевле. В то же время в Татарстане есть мастера, работающие в высоких традициях народного искусства, их изделия эксклюзивны и недешевы. Несколько проседает средняя часть - мелкосерийные художественные изделия, которые в основном и представлены на «Арт-галерее». КТО СПРАВЛЯЕТСЯ. Интересно приглядеться, кто все же из года в год выдерживает трудный казанский климат. Чаще всего это художественные объединения, берущие мастеров под свое крыло, и мастерские с большим ассортиментом, современным оборудованием при авторской художественной доработке изделий. Вот хороший пример: под табличкой с названием совхоза из Нижегородской области сияет золотом расписная посуда. Много ее, наверное, большой машиной привезли. В самый неурожайный год не будет бедствовать такой совхоз. Ох как надо бы приглядеться к опыту нижегородских промыслов, которые не вымерли, сохранились в самые трудные годы, а сейчас набирают новые обороты, принося налоги в казну, занятость и доходы местному, именно местному, населению.ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ. Надо бы, как с тем шейным платочком, посмотреть на других, подхватить идею поудачнее, развить по-своему. Тогда будет что другим показать да и сами не останемся в убытке.
Трудный климат для казанской «сувенирки»
В середине февраля, в преддверии женского и мужского праздников, уже шестой год на «Казанской ярмарке» проводят «Арт-галерею» - выставку-продажу художественных изделий, своего рода фестиваль искусств.