Я с этим утверждением не согласен. Достаточно обратить внимание на то, сколько студентов читают в транспорте с телефонов и специальных устройств. Предполагая ответную реакцию многих читателей, мол, электронная книга никогда не заменит бумажную, хочу спросить: а почему они должны друг друга заменять, а не дополнять?О красных глазах
Первый аргумент, который я слышу против электронных «читалок», - вред для зрения. Тут не поспоришь, хотя есть более щадящие устройства. Однако смею возразить. Я начал читать с экрана мобильного телефона лет 10 назад. Текст мелкий, глаза напрягаются. Хорошего мало. Но ведь и читая бумажные книги, я к своему зрению относился не менее безответственно. Кто не любит почитать книжку лежа, да еще при плохом освещении? На «читалке» хоть шрифт можно отрегулировать, сделать буквы крупнее, выбрать приятный цветовой фон. Так что противникам электронных книг хотелось бы напомнить, что чтение - вообще не слишком полезное для зрения занятие. А еще вспомнить, как в прошлом они читали по ночам с фонариком под одеялом.
Об ощущении книги
Самым сокрушительным аргументом сторонников бумажной книги остаются именно ощущения от нее: запах, вес, иллюстрации. Аргумент весомый, потому как оперирует вещами настолько эфемерными, а главное, личными, что возразить тут нечего. Зато у меня другой вопрос: а где, простите, их хранить? Я, например, прочитываю в месяц не меньше четырех книг. Квартирка маленькая, книги занимают много места. Да и не все мое чтение - серьезная литература, беллетристикой тоже балуюсь, а хранить ее дома не вижу смысла. В общем, разбогатею - будет у меня большой дом с библиотекой, в которой я стану, как английский лорд, сидеть в кресле и наслаждаться высокой литературой. А пока - увольте, в «электронке» лучше прочитаю.
О коммерциализации
Многие опускают сопутствующий вопрос: а что люди читают? Коммерциализация, охватившая все виды искусства и интеллектуального труда в постсоветской России, коснулась и литературы. В наши дни успешный роман - это тот, который хорошо продается. К сожалению, на качестве литературы это сказалось не лучшим образом. Лично для меня слово «бестселлер» стало ругательным. А про цены на книги и говорить не хочется - ценник в 500 рублей за свежий роман уже не вызывает удивления. А тратить по 2 - 3 тыс. в месяц на книги может позволить себе далеко не каждый.Электронная же версия книги куда доступнее. Я не говорю о пиратских сайтах, больно бьющих по карману авторов и издательств. Хочется заметить, что лицензионная версия книги стоит совсем недорого - в среднем от 20 до 100 рублей. Электронная дистрибуция книг могла бы дать билет в жизнь многим начинающим авторам. Сейчас издатель с большой осторожностью выпускает книги: затраты на рекламу, печать и собственно дистрибуцию очень велики. Поэтому первый роман автора, вполне возможно, может стать и последним. Отсюда и засилье низкосортной фантастики и детективов на полках книжных магазинов. Ведь серьезный роман купит куда меньше людей.Продажа книг в электронном формате снимает основные расходы издателя: на печать книг и их доставку в книжные магазины тратиться не придется. Как следствие - риска меньше. Популяризация такого метода открыла бы дорогу многим начинающим авторам. А там и первый бумажный тираж не за горами.
О третьей альтернативе
Сторонники и бумажных, и электронных книг воротят нос от третьего явления - аудиокниг. Дескать, прослушивание начитанного текста снижает возможности его визуализации - читая самостоятельно, представляешь совсем иную картину. Не спорю, но и аудиокниги имеют право на существование, особенно когда не остается времени на полноценное чтение. Мне много приходится передвигаться по городу, читать даже в транспорте получается не всегда, потому очень выручает плеер. Только слушаю я не музыку, а книги. Очень удобно, когда заняты руки, но свободна голова. Особенно эту возможность оценили знакомые, трудящиеся у станка. Монотонный труд выматывает, а прослушивание литературы не только скрашивает рабочий день, но и позволяет избежать стресса от рутины. А если книга хорошо записана и начитана, обогащена соответствующими аудиоэффектами вроде звуков скрипящей двери, то невольно вспоминаются радиоспектакли, столь любимые многими в былые годы.
Вместо итога
По-моему, неважно, на каком носителе хранится книга. Я не встречал ни одного человека, прочитавшего «Беовульфа» с китового уса. Главное - те мысли и чувства, которые испытываешь при чтении.
Первый аргумент, который я слышу против электронных «читалок», - вред для зрения. Тут не поспоришь, хотя есть более щадящие устройства. Однако смею возразить. Я начал читать с экрана мобильного телефона лет 10 назад. Текст мелкий, глаза напрягаются. Хорошего мало. Но ведь и читая бумажные книги, я к своему зрению относился не менее безответственно. Кто не любит почитать книжку лежа, да еще при плохом освещении? На «читалке» хоть шрифт можно отрегулировать, сделать буквы крупнее, выбрать приятный цветовой фон. Так что противникам электронных книг хотелось бы напомнить, что чтение - вообще не слишком полезное для зрения занятие. А еще вспомнить, как в прошлом они читали по ночам с фонариком под одеялом.
Об ощущении книги
Самым сокрушительным аргументом сторонников бумажной книги остаются именно ощущения от нее: запах, вес, иллюстрации. Аргумент весомый, потому как оперирует вещами настолько эфемерными, а главное, личными, что возразить тут нечего. Зато у меня другой вопрос: а где, простите, их хранить? Я, например, прочитываю в месяц не меньше четырех книг. Квартирка маленькая, книги занимают много места. Да и не все мое чтение - серьезная литература, беллетристикой тоже балуюсь, а хранить ее дома не вижу смысла. В общем, разбогатею - будет у меня большой дом с библиотекой, в которой я стану, как английский лорд, сидеть в кресле и наслаждаться высокой литературой. А пока - увольте, в «электронке» лучше прочитаю.
О коммерциализации
Многие опускают сопутствующий вопрос: а что люди читают? Коммерциализация, охватившая все виды искусства и интеллектуального труда в постсоветской России, коснулась и литературы. В наши дни успешный роман - это тот, который хорошо продается. К сожалению, на качестве литературы это сказалось не лучшим образом. Лично для меня слово «бестселлер» стало ругательным. А про цены на книги и говорить не хочется - ценник в 500 рублей за свежий роман уже не вызывает удивления. А тратить по 2 - 3 тыс. в месяц на книги может позволить себе далеко не каждый.Электронная же версия книги куда доступнее. Я не говорю о пиратских сайтах, больно бьющих по карману авторов и издательств. Хочется заметить, что лицензионная версия книги стоит совсем недорого - в среднем от 20 до 100 рублей. Электронная дистрибуция книг могла бы дать билет в жизнь многим начинающим авторам. Сейчас издатель с большой осторожностью выпускает книги: затраты на рекламу, печать и собственно дистрибуцию очень велики. Поэтому первый роман автора, вполне возможно, может стать и последним. Отсюда и засилье низкосортной фантастики и детективов на полках книжных магазинов. Ведь серьезный роман купит куда меньше людей.Продажа книг в электронном формате снимает основные расходы издателя: на печать книг и их доставку в книжные магазины тратиться не придется. Как следствие - риска меньше. Популяризация такого метода открыла бы дорогу многим начинающим авторам. А там и первый бумажный тираж не за горами.
О третьей альтернативе
Сторонники и бумажных, и электронных книг воротят нос от третьего явления - аудиокниг. Дескать, прослушивание начитанного текста снижает возможности его визуализации - читая самостоятельно, представляешь совсем иную картину. Не спорю, но и аудиокниги имеют право на существование, особенно когда не остается времени на полноценное чтение. Мне много приходится передвигаться по городу, читать даже в транспорте получается не всегда, потому очень выручает плеер. Только слушаю я не музыку, а книги. Очень удобно, когда заняты руки, но свободна голова. Особенно эту возможность оценили знакомые, трудящиеся у станка. Монотонный труд выматывает, а прослушивание литературы не только скрашивает рабочий день, но и позволяет избежать стресса от рутины. А если книга хорошо записана и начитана, обогащена соответствующими аудиоэффектами вроде звуков скрипящей двери, то невольно вспоминаются радиоспектакли, столь любимые многими в былые годы.
Вместо итога
По-моему, неважно, на каком носителе хранится книга. Я не встречал ни одного человека, прочитавшего «Беовульфа» с китового уса. Главное - те мысли и чувства, которые испытываешь при чтении.