ЦВЕТ РАКЕТОСТРОЕНИЯ ПОД КОНВОЕМ

В 70-летней истории завода №16 есть немало страниц, которые пока еще не известны широким кругам. Одна из них связана с работой на заводе будущего генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева.

news_top_970_100

После ранений, полученных на Ленинградском фронте, меня направили в Казань на завод №16 (ныне КМПО) контролером. Тогда я и предположить не мог, что мне доведется, как говорят, дышать одним воздухом с будущим корифеем космонавтики.

В 1938 году Королева, якобы принадлежавшего к троцкистам, обвинили во вредительстве, выразившемся в срыве отработки и сдачи вооружения в Красную армию. Он был этапирован в Магадан, где работал золотодобытчиком. Друзья и соратники пытались доказать его невиновность. В 1939 году пленум Верховного суда СССР отменил приговор и передал дело на новое рассмотрение. Королева вернули в Москву, однако доказать свою невиновность ему не удалось, и он снова был осужден на 8 лет.

Сергей Павлович направил письмо Сталину, в котором объяснил, что совершена серьезная ошибка государственной важности и что целью его и мечтой было создание столь важного оружия, как ракетные самолеты. Вскоре последовало распоряжение: «Осужденного Королева как специалиста - авиационного конструктора, подавшего заявление с предложением о использовании, перевести в особое техническое бюро НКВД СССР».

Когда началась война, Королева и других «врагов народа» из особого бюро отправили в Омск на авиазавод №166. Узнав о том, что конструктор Глушко (тоже зэк) на 16-м заводе в Казани проектирует ракетные двигатели для бомбардировщиков Пе-2, Сергей Павлович стал добиваться своего перевода в Казань. Осенью 1942 года он приехал в наш город. Здесь Королев вошел в группу Глушко и горячо взялся за разработку двигателей. Он был назначен заместителем главного конструктора по летным испытаниям. Одновременно в группе Глушко работали также Петляков, Бодль и Стечкин (тоже из осужденных). Таким образом, на заводе №16 был сосредоточен самый цвет двигателестроения. И этот «цвет» ходил под конвоем. Можно сказать, что здесь, на казанском заводе, в суровое военное время зародился коллектив будущего могучего конструкторского бюро ракетного двигателестроения. Указом Президиума Верховного Совета СССР будущие академики Глушко и Королев были освобождены досрочно со снятием судимости. В августе 1944 года все освобожденные зэки, а было их 20 человек, справили новоселье в доме по улице Лядова в Соцгороде.

Вскоре Сергей Павлович направляет в наркомат докладную записку «О работе бюро самолетных реактивных установок при заводе №16». Он писал, что группа занимается несвойственным ей профилем работ и просил реорганизовать ее в самостоятельное конструкторское бюро в системе Главного управления НКВД по реактивной технике. Спустя некоторое время группа Королева была переведена в Москву.

Нагим МУХИБУЛЛИН,
авиаинженер, бывший член ЦК профсоюза авиационной и оборонной
промышленности СССР.

news_right_column_240_400