Туфельки для Золушки

news_top_970_100

 Фото автора

У деда была бронь, и он не сразу попал на Великую Отечественную войну. А когда в Днепропетровскую область вошли немцы, был схвачен фашистами и отправлен в лагерь, который находился неподалеку в Павлограде - это тоже Днепропетровская область. Тогда в лагере работал один врач, тоже из пленных, - прибалтиец. Он был подпольщиком, имел связь с местными партизанами, и благодаря ему некоторые люди из лагеря могли спастись, а еще этот врач спасал местных от угона в Германию. Прибалтиец делал так, что у пленников были все признаки смертельного заболевания, и тогда их вывозили из лагеря как обреченных на смерть. На самом же деле это был способ покинуть территорию лагеря и убежать к партизанам, которые находились в Днепровских плавнях. Будучи в партизанах, дед подорвал не один состав с вооружением для фашистской армии, уничтожал полицаев-предателей и немецких офицеров. А потом партизанский отряд, в котором находился дед, выбил фашистов из Павлограда и удерживал их в окружении до прихода нашей армии. Попав на второй Украинский фронт, освобождал родной город и потом выгонял немцев не только с нашей советской земли, но и из Европы. У него немало было наград, среди них медали «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина». 

Однажды на развалинах старого дома где-то на подступах к Будапешту ему попались на глаза эти чудесные туфельки очень маленького размера - у нас в Союзе таких было не достать. Обувь в советских магазинах тогда вообще была в дефиците, а золушкиного размера и в помине не было.

Дед мой был крепкого сложения, высокий мужчина, а бабушка - миниатюрная, ножка у нее была маленькая, купить ей подходящую обувь было почти невозможно. Кое-что она делала на заказ у местного сапожника, не всегда это получалось красиво. А тут такое чудо! Дед взял эти туфельки для своей любимой жены Верочки, ведь она его верно ждала с войны вместе с детьми - Володенькой и Наталочкой, его младшей сестрой. Наталочку в семье называли Тасей. Это потому, что, когда ее спрашивали «Как тебя зовут?», она отвечала: «Натася». Так вот сокращенно и стали звать Тасей. 

Дед некоторое время лежал в госпитале после тяжелой контузии. Бабушка Вера уже и похоронку на него получила, и не верила, что вернется. В тот день, когда дед пришел после госпиталя домой, маленькая Тася играла с куклами из тряпочек неподалеку от дома у невысокого каменного заборчика, который окружал дом. Дед спрятался за заборчиком и позвал ее: «Тася! Тася!» Девочка посмотрела по сторонам и ничего не увидела. А он покажется и снова прячется... А потом вышел из укрытия и говорит ей: «Доченька Тася!» А она молчит: не узнает отца - маленькая была, когда он ушел на фронт. Тут и бабушка прибежала с поля. Ей сказали, что муж Федор приехал. Она бежала и не верила услышанному, а как увидела мужа - сразу в обморок от радости и упала. Сколько слез было пролито за него! Какая радость: жив! Будто Одиссей явился Пенелопе, ждавшей мужа из странствий. И не могли они в этот день друг на друга налюбоваться. 

Тогда-то и подарил ей Федор эти крошечные туфельки. Бабушка их очень редко надевала, только по большим праздникам. Потом они по семейным сундукам кочевали. Выбросить их ни у кого рука не поднималась - туфли-то с историей! Теперь они у меня. Я миниатюрная, как моя бабушка Вера. Кому как не мне хранить эту семейную реликвию...

Елена Черняева, Казань

news_right_column_240_400