У дома Фукса судьба печальная…

Исторический памятник Казани дом Фукса на грани разрушения. Он погибает буквально на глазах.

news_top_970_100

Еще при жизни Фукс стал человеком-легендой. Врач, краевед, этнограф, полиглот, знавший 10 языков, ученый-натуралист, профессор кафедры естественной истории, декан врачебного отделения, один из ректоров Казанского университета, он пользовался высочайшим уважением среди татар. Они почтительно звали его «наш Табиб Фукс» и только ему, единственному немусульманину, доверяли лечить своих жен и дочерей. Такого доверия не удостаивался ни один врач. Казанские бедняки молились за него, потому что он лечил их бесплатно и обеспечивал необходимыми лекарствами. Карл Фукс умер в 1846 году. Этот день стал для горожан днем скорби.

Но у дома Фукса судьба печальная. Долгие годы в нем находился магазин «Бакчачы-Cадовод». Дом был включен в федеральную целевую программу по подготовке к 1000-летию Казани. Но на его реставрацию средств не хватило. Общественность города встала на защиту полуразрушенного памятника истории и культуры. Много раз проводились митинги и сборы подписей под обращением к властям сохранить дома Фукса. В 2006 году молодежный клуб Perlenkette при Немецком доме РТ организовал здесь субботник, и потом молодые люди стояли на улице с плакатами на русском, татарском и немецком языках: «Карл Фукс - это наша история», «Сохранить дом Фукса - наш долг», «Не отнимайте у нас память о наших предках», «Карл Фукс стоял у истоков дружбы русских и татар», «Этнограф Фукс - первый исследователь татар в европейской науке».

Какая судьба ждет этот легендарный дом? Пока никто не может дать четкого ответа. Есть ли надежда, что когда-нибудь в обновленном и восстановленном особняке будет открыт Дом-музей Карла Фукса? Или его ждет печальная участь гостиницы «Булгар», снесенной в прошлом году?

- Мы организовывали столько пикетов и митингов в защиту дома Фукса, что, кажется, и в Антарктиде уже знают об этой проблеме. Полуразрушенный дом вызывает сиротские ощущения. Чтобы его восстановить, необходимо несколько десятков миллионов рублей. Денег в бюджете республики на это нет. Но не все так безнадежно. Если весь депутатский корпус Татарстана дружно начнет лоббировать этот вопрос на российском уровне, то есть вероятность, что Минрегионразвития России включит дом Фукса в федеральную программу поддержки российских немцев. А пока ситуация на самом деле катастрофическая. Но мы будем бороться за дом Фукса до последнего.

news_right_column_240_400