У хороших парков должна быть душа и богатый меценат
news_header_top_970_100

У хороших парков должна быть душа и богатый меценат

Как сделать отреставрированные парки Казани местом притяжения горожан? В Альметьевске знают действенный способ привлечения отдыхающих в городской парк и успешно пользуются им вот уже почти 15 лет.

Корреспондент «Казанских ведомостей» побывала в столице нефтяников и выведала секреты успеха у директора НО «Благотворительный фонд «Парк культуры и отдыха» Флера Кашапова. Но прежде немного истории.

Городской парк имени 60-летия нефти Татарстана был заложен нефтяниками в марте 1958 года. Альметьевск тогда отметил свой первый юбилей - 5 лет. На 16 гектарах были разбиты дорожки, аллеи, посажены сотни деревьев. После появились первые аттракционы. Горожане полюбили свой парк. Он был всегда многолюдным. Как и в казанском парке имени Горького, в нем кипела жизнь: крутились карусели, вечерами молодежь заполняла танцплощадку.

Но в 90-е годы альметьевский парк постигла та же участь, что и всю страну. Он дряхлел, разрушался, зарастал бурьяном. Вечерами находиться там стало небезопасно. Перемены пришли в начале нулевых. В 2001 году за то, что осталось от парка, взялись строители. Вскоре горожане не узнали его - парк стал по-европейски ухоженным, красивым. Но желаемого результата, которого ждал инициатор реконструкции, тогдашний гендиректор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов, не получилось. Ультрамодные турецкие аттракционы пустовали (денег-то у населения во времена пресловутой перестройки не водилось), по аллеям парка мало кто гулял. И тогда...

- И тогда команда Шафагата Тахаутдинова предприняла мозговой штурм, - рассказывает директор парка Флер Кашапов. - Гендиректор поставил перед нами задачу - вернуть в парк посетителей. По его твердому убеждению, место отдыха только тогда считается таковым, когда люди находятся там с удовольствием. А для этого нужны были развлечения.

- Которые денег стоят...
- Естественно, но только не для горожан. Не зря в названии нашей организации есть слово «благотворительный». Все расходы по оплате работы артистов, оплате праздников и прочего на себя взяло объединение «Татнефть», а ответственным предприятием стало НГДУ «Альметьевнефть». Ежегодно в его бюджет закладывается 2 млн рублей, которые идут на гонорары приглашенных артистов.

- И парк сразу же наполнился людьми?
- Конечно же нет. То, что вы видите сейчас, - результат методичной, кропотливой работы многих. Объединение «Татнефть» - это громадное предприятие со множеством цехов. В каждом хорошо налажена общественная работа, в том числе и художественная самодеятельность. Нефтяники - народ творческий, талантливый. Вот эти коллективы и выручали в первое время. Каждые выходные, во время государственных и национальных праздников организовывались всевозможные мероприятия. А потом вся эта работа приобрела системный характер. Стали приглашать звезд эстрады городского, республиканского масштаба. Сейчас летний досуг горожан в парке расписан по дням. Театральная пятница чередуется с танцевальной. По четвергам проходят детские конкурсы, спортивные соревнования, концерты, куда приглашаются подростковые клубы Альметьевска. В субботу и воскресенье днем проводятся детские анимационные праздники, по вечерам - концерты звезд эстрады городского, республиканского масштаба. Не пустует парк и в холодное время: встреча Нового года, Навруз, Масленица и так далее и тому подобное. Приезжают коллективы из соседних республик - Башкирии, Чувашии, в том числе и драматические труппы. Летом, как вы знаете, театральное затишье, у артистов есть свободное время. Они его проводят с пользой для себя и доставляют удовольствие альметьевцам. Особо отмечу: бесплатное! Есть еще одна существенная помощь парку - город полностью освободил нас от налогов.

- Из разряда бесплатных развлечений - зоопарк, где живут около сотни птиц и животных. Он тоже на средства «Татнефти» содержится?
- Нет. Парк сегодня - это успешно развивающееся предприятие, которому по силам ежегодно выделять 700 тысяч рублей на прокорм животных. Мы, конечно же, могли установить самую минимальную оплату, допустим, 10 рублей за билет. Но это наше принципиальное решение - зоопарк должен быть бесплатным.

- Согласитесь, получился хороший менеджерский ход - родители приходят с детьми посмотреть животных, на детские праздники, сами с удовольствием остаются на концерты, спектакли, а заодно пользуются платными предложениями парка - катаются на аттракционах, угощаются в местных кафе и ресторанах.
- Получается так. Но не только это составляет успех хорошего парка. Люди с удовольствием будут приходить туда, где комфортно, красиво, ухоженно. А для этого в парке трудятся десятки озеленителей, рабочих, причем круглогодично. И даже не это главное. Чтобы парк жил полноценно, у него должна быть душа. А душа - это люди. Те, кто ухаживает за ним, кто приходит сюда отдохнуть.

- А еще, наверное, наличие хорошего мецената?
- Да, и наш опыт показывает, что это важно. У каждого парка должен быть свой, так сказать, ангел-хранитель, благотворитель, меценат. Лучше всего, если в этой роли выступят градообразующие предприятия. Потому что парки - это хлопотное городское хозяйство, требующее ежедневного участия, поддержки.