- Римма Атласовна, 1 января 2006 года более 80 районных и городских газет республики поменяли учредителя: теперь вместо районных и городских Советов народных депутатов и местных администраций в этой роли выступило Агентство РТ по массовой коммуникации «Татмедиа». Высказал ли Союз журналистов свое отношение к этой ситуации?
- Не только высказал, но и непосредственно участвовал в процессе. Корень проблемы в том, что в стране идет муниципальная реформа. Раньше на уровне районов, городов республики власть осуществляли органы государственной власти в лице Советов народных депутатов и администраций, в конце года они были упразднены. Сейчас на местах избраны и сформированы органы местного самоуправления - это публичная, негосударственная власть. А по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не могут иметь полноценные печатные органы, каковыми являются наши районки. Первоначально законом муниципалитетам было дозволено иметь печатные СМИ лишь для публикации муниципальных актов. Кому передаст свое право на учредительство газеты ликвидирующаяся государственная районная власть? Кстати, вопрос о том, сохранятся ли районки или закроются, вообще не обсуждался. Районные и городские газеты - самые близкие к жителям, пользующиеся доверием граждан средства массовой информации, и то, что их надо сохранить, - аксиома.
Председатель Государственного Совета Татарстана Ф.Мухаметшин поставил передо мной как перед своим заместителем по Госсовету задачу работать с федеральными законодателями по изменению законодательства. Ведь это вообще-то нонсенс: избраны новые, демократичные органы на местах - и вдруг они лишаются своего рупора, не могут своим жителям в полной мере рассказать о том, что такое местное самоуправление, чем они намерены заниматься! Госсовет поддержал поправку к федеральному закону, мы плотно взаимодействовали с Госдумой, и такая поправка была принята в конце декабря. Но, сказать по правде, думцы припозднились. Потому что решение о смене учредителей уже было принято и бюджеты распределены.
- А разве это так важно, чтобы именно орган местного самоуправления был учредителем? Ведь в законе о СМИ написано, что любое физическое и юридическое лицо может свободно учредить свое средство массовой информации?
- Конечно, любой глава может попросить свою... жену учредить газету - и вопрос, казалось бы, исчерпан. Но кто эту газету будет финансировать? Если в полномочиях органов местного самоуправления не прописан тот или иной вопрос, значит, на это нельзя тратить бюджетные деньги. Для районной печати в бюджетах районов отныне денег нет, на 2006 год средства заложены в бюджете республики.
- И получать их редакции будут через агентство «Татмедиа». Они на это согласились?
- Получилась интересная ситуация. В полной уверенности, что нарождающемуся самоуправлению нужна своя печать, я стала убежденно говорить об этом с коллегами, редакторами газет. Мы неоднократно обсуждали с ними эту тему в Доме журналистов на пресс-клубах, заседании правления союза. А редакторы однозначно высказались за то, чтобы... перейти под юрисдикцию «Татмедиа». Более того, они просили меня как председателя Союза журналистов поддержать их в этом. Поэтому, когда сегодня руководители некоторых районов упрекают меня за то, что, мол, вы подтолкнули нас к неверному решению, я отвечаю: а кто в этом виноват? Возможно, вы не считались с журналистами, не признавали их труд, тратили на что-то другое предназначенные для редакций деньги. Разве не так?
- Но ведь ситуация не разрешилась, Римма Атласовна. Районки сегодня завалены муниципальными актами - проект устава города, проект устава района, затем уже принятый устав района, устав города. И все это печатается целыми полосами, целыми номерами. Далеко не всем это интересно, читатели отказываются от подписки - в газетах нечего читать! Да еще, говорят, дали указание, чтобы редакции делали это за свой счет.
- Конечно, было бы неплохо, чтобы все граждане поголовно ознакомились с новыми документами, ведь эти уставы - их местные Конституции, которые определяют суть перемен да и во многом саму жизнь. Но, согласна, далеко не все любят читать юридические документы, не все их понимают. Решение о том, что редакции сегодня финансируются из республиканского бюджета и бесплатно публикуют акты местного самоуправления, думаю, временное, для переходного периода, как бы смягчающее для районов утрату учредительства. О том, как выстроить взаимоотношения в дальнейшем, надо думать. С одной стороны, газеты никуда не делись, продолжают выходить в районе, рассказывать о местных проблемах, о жизни местных жителей. Немало главных редакторов стали депутатами органов местного самоуправления. Да и журналисты районок живут в этих самых муниципальных образованиях, ежедневно лицом к лицу встречаются с жителями и кровно заинтересованы в положительном исходе реформ. Возможно, кого-то не устраивает, что у журналистов районных газет стало чуточку больше свободы?
- Будет ли затронута эта проблема на журналистском съезде?
- Конечно. И мы будем совместно искать пути ее решения. Возможно, предложим органам местного самоуправления все-таки создать свои муниципальные бюллетени и по договору издавать их силами действующих редакционных коллективов ограниченными тиражами. На самом деле, зачем печатать устав в газетах десятками тысяч экземпляров, когда можно издать, например, 999 экземпляров и выложить их в представительных и исполнительных органах МСУ, библиотеках, школах. Можно, наконец, провести подписку отдельным индексом, чтобы у активных граждан был доступ к муниципальным актам. Но дело общественной организации - предложить варианты. А как власть посчитает нужным решать проблему - это дело самой власти. Как депутат обещаю это дело продвигать.
- Муниципальная реформа - вещь весьма сложная, в ней мало кто разбирается. Как журналистам освещать то, что они сами еще плохо понимают?
- К этой теме нельзя относиться по принципу «непонятно, ну и не надо». Как-то один из вновь избранных глав признался мне, что, оказывается, в стране произошла тихая революция, а многие этого и не заметили. Давайте детальнее будем вникать в это дело. В Союзе журналистов действует пресс-клуб по этой проблематике, мы проводили выездные заседания в Набережных Челнах и Альметьевске, куда приглашали и журналистов Камской зоны, юго-востока. К слову, недавно главные редакторы республиканских СМИ также выразили желание заняться муниципальным «ликбезом» - думаю, что встретимся с ними на ближайшем заседании пресс-клуба в Доме журналистов.
Государственный Совет, где я курирую эту тему, на все зональные семинары в обязательном порядке приглашал главных редакторов районок. В республике сегодня есть очень крепкий пул журналистов, хорошо знающих муниципальную проблематику, - это победители республиканских журналистских конкурсов по освещению проблем местного самоуправления. На сайте агентства «Татар-информ» - спасибо коллегам - создана электронная газета «Муниципальный вестник», которую в России сразу признали и отметили как глубокую и профессиональную. Да и другие издания пишут и рассказывают о реформе местного самоуправления немало. Обязательно нужно продолжать эту работу. Хочу еще раз подчеркнуть: можно принять прекрасные законы, провести замечательные организационные меры, но если народ не поймет, что это за штука - местное самоуправление, труды будут напрасны. Поэтому на журналистах, думаю, лежит большая ответственность за продвижение этой демократической реформы.
- Римма Атласовна, вы возглавляете журналистский союз и занимаете государственную должность. Это, по-вашему, нормально?
- Хотите сказать, что журналисты должны оппонировать власти, а тут целый союз под государственным чиновником? Но ведь было время, когда наш творческий союз возглавляли и вице-премьер правительства, и министр печати. Моя должность вице-спикера, депутата все же демократичнее (улыбается). А вообще-то в законодательстве нигде не прописано, что государственным людям нельзя заниматься общественной работой. Я человек общественный и с удовольствием, практически безвозмездно служу обществу в ущерб своему личному времени. Думаю, что журналистам, Союзу журналистов от этого вреда нет. Напротив, их голос стал более слышен власти. Такой подход поддерживает и руководство Союза журналистов России.
А самое главное, в нашем уставе написано: журналисты отстаивают права через своих представителей в выборных органах власти. Будем считать, что у нас есть представитель в Государственной Думе - это член Союза журналистов РТ Анбяр Кармеев, работает в комитете по информационной политике. Несколько членов Союза журналистов Татарстана избраны депутатами Государственного Совета республики. Членом Общественной палаты Российской Федерации от нашего творческого союза стала наша коллега Роза Туфетуллова. А Общественную палату Татарстана возглавил Ильгиз Хайруллин, который в свое время руководил Союзом журналистов республики, в эту палату вошли еще несколько коллег-журналистов. Это нормально, ведь представители нашей профессии, как правило, политически и общественно активные люди, приверженцы демократических идей.
- И в завершение разговора один личный вопрос. Вы не скучаете по той зубастой журналистике, которая была в стране и в республике в начале 90-х?
- Скучаю. И по своей родной «Молодежке» тоже очень скучаю. Но журналистика, так же как и политика, является искусством возможного. У каждого времени - своя журналистика. Надеюсь, что и до той, которая делается по международным стандартам нашей профессии, мы тоже доживем.
Беседовал
Владимир МУЗЫЧЕНКО