У водителя «скорой» навигатор должен быть в голове

Туманное сентябрьское утро. Стою около филиала казанской станции скорой медицинской помощи на улице Чехова, 3 и жду, когда начнется смена героя моего материала.

news_top_970_100
ШУМАХЕР. Он не медик. И на первый взгляд, в составе бригады неотложки неприметен. Однако именно от него зависит, успеют ли медики на вызов и спасут ли человека. Он - рядовой казанский водитель машины скорой помощи. А моя задача понять, насколько важная и трудна его служба. За рулем Петр Иванович Грибов 34 года, из них почти 20 лет водит «скорую». В 2010 году он, один из лучших водителей городской неотложки, занял второе место на всероссийском конкурсе профмастерства «Лучший по профессии». Поэтому его и порекомендовали. 
Сегодня рабочий день Грибова начался в 9 утра, а закончится в 9 вечера. Замечаю, что форма водителя немного отличается от формы медиков - у Петра Ивановича она темно-синяя с оранжевыми полосками. Еще знаю, за то, что он всегда торопится на вызов к больному, коллеги в шутку прозвали Грибова Шумахером.
ЗАБОТЫ ВОДИТЕЛЯ. Ровно в 9.00 на площадку, где стоят в ряд машины скорой помощи, выходит его бригада №70. Врачи заносят необходимое и возвращаются внутрь ждать вызова. А я пока беседую с их водителем. Мужчина средних лет с добрыми, но уставшими глазами смущается (чем он заслужил такое внимание?) и постоянно смотрит на дверь, откуда должна выйти бригада с вызовом. По его словам, сегодня на станции тихо.
- Обычно, как заступишь на службу в 9 утра, так и до обеда катаешься, а после - прямо до ужина, - говорит Петр Иванович, добавив, что каждый водитель «скорой» еще и санитар. В его обязанности входит помогать врачам и быть им опорой в любых ситуациях, хотя у водителя и своих забот много. Главная - дорожные пробки.
- Это, конечно, беда для всех, - рассуждает он. - Но к «скорой» водители относятся очень хорошо. Даже без мигалки пропускают. Не могу сказать, что казанские водители у нас особо вежливые. Мне есть с чем сравнивать - я еще таксистом подрабатываю. Когда пересаживаешься на обычную машину, сразу чувствуешь колоссальную разницу: тут уже все пытаются проехать впереди тебя.
Еще одна очень важная обязанность водителя «скорой» - уметь быстро и безошибочно ориентироваться в городе. 
- Навигатор должен быть в голове! - продолжает Грибов. - Как удобнее к дому проехать, чтобы развернуться легко и быстро, тут уж никакое устройство не поможет. Проблема и парковка во дворах, особенно ночью, когда все жильцы дома. Ювелиром надо быть, чтобы припарковаться. 
Почему он водитель «скорой»? Много лет назад Грибова уговорил устроиться сюда лучший друг детства. Теперь Петр Иванович уже не может представить своей жизни без вызовов.
- Когда осознаешь, что человека спас, так приятно становится! Такое чувство удовлетворения появляется, - признается он. 
Есть у водителей «скорой» и свои маленькие радости. Это когда бригаду на футбол или хоккей посылают дежурить. Тогда они болеют на матче вместе со зрителями. Но это если ничего не происходит. А если ЧП, скажем, у хоккеистов, то бригада прямо на лед спешит. А совсем недавно Петра Грибова в кино посылали сниматься, в фильме «Сокровища озера Кабан». Хотя снимали не его, а машину, коллеги все равно подкалывают: киноартист!
- Петр Иванович, а почему на конкурсе профмастерства вы только второе место заняли? - Там ведь зачет по ошибкам был. У кого меньше - тот и выиграл. А мне такой легкий вопрос попался, что я от радости не на ту кнопку нажал. Может, и первое занял бы. По фигурному вождению я ведь победителем вышел. Но в следующий раз первое место будет непременно. 
НЕ ЗАБЫТЬ. Прошу вспомнить самый потрясающий случай из водительской практики. Грибов оживляется: - Это случилось в первый год моей работы на «скорой», мы тогда еще на «РАФах» ездили. Едем с тяжелым больным, я гоню. А зима, гололед. Начал подниматься в гору к Шамской горбольнице, а там тогда бордюров не было. В какой-то момент понимаю, что едем не вперед, а скатываемся назад. Сзади овраг. Летим прямо туда! Я и так и сяк пробую... Вдруг машина резко остановилась. Выхожу, смотрю, а мы, оказывается, в сугроб уткнулись. Наверное, я в рубашке родился. Больше в аварийные ситуации не попадал. Сейчас у меня машина более надежная. Двигатель мощный, две печки в салоне - автономная и водяная. Зимой даже жарко бывает. Салон удобный, комфортный, кресла регулируются. Я ее получил примерно год назад. Как новые машины поступили, так мне и дали. А кому еще давать, как не тому, кто кубок завоевал!
ВЫЗОВ. Беседу прерывает вызов. Бригада спешит в машину. Меня усаживают впереди, рядом с врачом и водителем.- Кирпичная, 3? - уточняет Грибов. - С Гвардейской поедем. С Красной Позиции не заедем - балка там лежит. Мигалки включать? Какой предварительный диагноз? - профессионально советуется Петр Иванович с врачом.
- Отравление, но не сильное, мигалок не надо. На главной дороге движение затруднено. 
- Дворами поедем, я дорогу знаю, - заявляет водитель.- Петр Иванович у нас город отлично знает. Не все наши водители могут этим похвастаться, - замечает врач.
Через несколько минут поворачиваем на Гвардейскую и едем по автобусной полосе.- Хорошо, что автобусную полосу сделали, - комментирует Грибов. - Почти всегда свободно. Опасно, правда...
У подъезда бригаду уже ждут. Медики спешат к больному, а обязанность водителя - удобно встать на выезд. В салоне вижу свежую газету, маленький портативный телевизор, магнитолу. Правда, из нее доносится не музыка, а беспрестанные, порой страшные, вызовы бригад по рации. 
- Вам тоже могут сообщить по ней? - Могут, если вызов срочный - в общественном месте или массовый. Наша машина оборудована системой ГЛОНАСС. С ее помощью можно увидеть, где сейчас находится бригада. От близости к месту другого происшествия тоже зависит, пошлют нас или других.
- А бывали у вас необычные или неадекватные пациенты?- К неадекватным у нас ездит психбригада, мы эти бригады шутливо «психами» называем. Но и у нас бывают всякие случаи. Например, 1 сентября казанские подростки День знаний отмечали. А мы ночью дежурили. Только приедем с Баумана - там опять кого-то избили. Три раза на Баумана выезжали! Так у нас молодежь начало школьной жизни отмечает. 
Вспомнив другой случай, Петр Иванович тяжело вздохнул: - Бывает, и не спасаем... Один раз зимой мужчина под поезд попал, ему ногу отрезало. 30-градусный мороз, море крови... Пока везли, бедняга жив был. А когда привезли, скончался. Тяжелая у нас работа...
В машину возвратились медики. Сообщили водителю, что помогли пациентке на месте, нужно запросить разрешения ехать обратно на станцию. - Ты газету прочитал? - спросил врач Петра Ивановича.- Нет, я теперь «Казанские ведомости» буду читать! - с улыбкой пообещал водитель. 
Впереди у него был целый рабочий день. А завтра - ночная смена.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100