У закона о мате уже есть жертвы
news_header_top_970_100

У закона о мате уже есть жертвы

С 1 июля в России действует закон о запрете мата в кино, театре, литературе и на концертах. Будет ли от очередного запретного закона толк? Этот вопрос «КВ» адресовали известным казанцам.


- Мат - это часть русской речи, бороться с которой - все равно что бороться с предлогами и междометиями, - считает беллетрист Алексей Остудин. - А реакция на мат у каждого индивидуальна. Если кого-то обижают буквы, нарисованные на заборе, это его личное дело. Культурный, духовно развитый человек относится к мату спокойно. Он знает, как его использовать и в какой аудитории. Как-то я был на литературном фестивале в Иркутске. Один из авторов перед выступлением честно предупредил публику, что в его стихах будут нецензурные слова. Никто не возражал, детей на время вывели из зала, и поэт спокойно прочитал свои произведения. С поэтом солидарен и казанский художник Ильгизар Хасанов, главный идеолог центра современной культуры «Смена». В конце июня «Смена» стала одной из площадок всероссийской акции «Абанамат», направленной против нового закона. Ее участники могли выразить свои мысли, используя нецензурную лексику, вспомнить запрещенные произведения искусства, в которых мат - необходимый художественный прием. Ильгизар Хасанов считает, что прививать молодежи понятия о нравственности следует иным способом:- Да, некоторые дети сейчас просто разговаривают на матерном языке, - делится наблюдениями художник. - Но бороться с бескультурьем на уровне банальных запретов бессмысленно. Нужно поднимать уровень культуры в целом: больше говорить с молодежью о литературе, искусстве, открывать новые арт-площадки.Нейтральную позицию высказала Елена Акимова, руководитель художественно-драматической части ТЮЗа, репертуар которого уже претерпел изменения в угоду новому закону. В частности, из спектакля «Любовь людей» по пьесе Богославского вырезаны все бранные слова. - До этого ненормативная лексика использовалась и в спектакле «Семья Романа». Там это носило смысловую нагрузку, - говорит Елена. - На мой взгляд, мат оправдан и в некоторых спектаклях из репертуара Качаловского театра. Но, увы, в России есть много примеров, когда режиссер чересчур увлекается, используя нецензурную брань там, где без нее вполне можно обойтись. В целом у меня нет возражений против того, чтобы мат исчез со сцен театров страны.У сторонников закона свои доводы. «Противники закона апеллируют к тому, что человеческие эмоции якобы невозможно выразить без использования нецензурных слов, - говорит ректор одного из казанских вузов Асия Тимирясова. - Я так не считаю. Русский язык богат. В нем достаточно слов, чтобы ярко и образно передать любые переживания». Завкафедрой журналистики института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ Светлана Шайхитдинова считает: с одной стороны, проблемы, которые возникают в области культуры, с помощью законов не решить. И если ставить «словесные заслоны», не подкрепленные сознанием граждан, то толку будет мало. В то же время основная часть населения понимает, что такое хорошо и что такое плохо, только тогда, когда появляется соответствующий закон или указ. Тут уж ничего не попишешь - историческая традиция... Лишь бы не было перегибов. Иначе получится, как с сухим законом. Когда его ввели, пить меньше не стали, а производство спиртного ушло в тень.  Как бы то ни было, закон уже вступил в силу. Есть и его первые жертвы. Одно казанское издание оштрафовано за использование на своих страницах нецензурного слова. КстатиВ сентябре законодатели обещают вернуться к рассмотрению закона о запрете мата в сторону смягчения.